Нации не создаются толерантностью

    Валерий  Коротаев перепечатал из expert.ru
    6 оценок, 1210 просмотров Обсудить (111)
    Всплеск межэтнических столкновений в России связан не столько с недостатком толерантности, сколько со слабостью общенациональной российской идентичности
    эксперт 743 2

    Выступления на Манежной площади в декабре и последующие попытки националистических организаций устраивать разборки на улицах Москвы показали, что пренебрежение национальными проблемами может оказаться просто опасным для властей — потому что выяснение отношений с кавказцами грозило перерасти в выяснение отношений с властью. Именно ответом на эту угрозу сращивания национального и социального протеста стало заседание президиума Госсовета в Уфе 11 февраля, на котором было сказано: «Мы, все граждане России, являем собой российскую нацию, от гражданского единства которой во многом зависит наше будущее».

    Основным инструментом укрепления российской нации признана толерантность. Проблема, однако, в том, что нации не создаются ни заявлениями, ни толерантностью. Нации основываются на базе общего для всех населяющих страну этносов видения будущего этой страны, общих символов, ценностей и исторического мифа в высоком смысле этого слова, то есть истории, передающей представление о месте нации в мире, о ее предназначении, о героях и героических событиях.

    Два типа национализма

    Такому пониманию нации противостоит этнический национализм, крайней формой которого является нацизм. Проявление этнического национализма со стороны большого этноса, какое, в частности, мы видели на Манежной площади, демонстрирует национальную фрустрацию и национальную слабость, недостойную великой нации. Проблема заключается в том, как из этого состояния выйти, потому что этнический национализм большого этноса в многонациональном государстве разрушает это государство.

    Преданность символам, ценностям и историческим мифам называется в зависимости от их характера имперским или гражданским национализмом. Имперский (государственнический) национализм характерен для абсолютных монархий и авторитарных режимов и основывается на преданности этнических элит правящей династии или лидеру нации. Такой режим устойчив, пока монархический или авторитарный принцип правления признается подавляющим большинством элит, правящая династия или диктатор является общепризнанным символом нации, а история династии лежит в основании национального исторического мифа. Вот почему свержение монархии в России с неизбежностью привело к развалу страны. Чтобы создать новое государство — СССР, потребовались новые символы, ценности и исторические мифы.

    Гражданский национализм отличается от имперского тем, что наряду с символами и мифами он опирается на демократические ценности, которые придают нации осознание своего великого исторического предназначения. Именно гражданский национализм создал современные государства и нации Европы и Северной Америки.

     

    эксперт 743 2
    Фото: Bjoern Steinz/Panos Pictres/Agency.Photographer.ru

    Достаточно вспомнить слова из Декларации независимости: «Все люди созданы равными и наделены их Творцом определенными неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь, свобода и стремление к счастью». И именно эти слова стали, в частности, идейной основой для преодоления самой острой проблемы США — расизма и дискриминации. Невозможно верить в эти принципы и придерживаться расистских взглядов, рано или поздно противоречие для искренних людей станет невыносимым. Пример Штатов показывает, что созидание нации — это большая и упорная работа, которая потребовала сто лет на преодоление рабства и еще сто лет — на преодоление самых вопиющих его последствий. И тем не менее американский исторический миф — это вера в то, что вся история США представляет собой последовательное продвижение к воплощению этих принципов, причем не только в самих Штатах, но и во всем мире. Как сказал в своей инаугурационной речи президент Джон Кеннеди, «на всем земном шаре по-прежнему актуальна та революционная вера, за которую сражались наши отцы… Сегодня нам нельзя забывать, что мы — наследники той первой революции».

    Проблема России

    Чтобы сообщество, основанное на гражданских ценностях, было устойчивым, в национальной элите должно существовать некоторое ядро, состоящее из людей, искренне этим ценностям преданных, действительно их уважающих, верящих в них, создающих и поддерживающих исторические мифы. И способных поставить перед нацией цели, этих ценностей достойные. Цинизм не проходит. Для полиэтнической нации это особенно важно. Из-за принципиальной неустойчивости конструкции такой нации ее элита должна постоянно быть впереди всех проблем, которые возникают перед страной.

    Причем это ядро элиты не обязательно должно быть политически однородным. Единые ценности и политический монополизм не одно и то же.

    Сложенная подобным образом нация может достаточно легко рассыпаться, если элита утеряла веру в национальные ценности и просто цинично их эксплуатирует для достижения собственных эгоистических интересов. Пресловутый советский народ вполне укладывался в гражданское представление о нации: он имел видение будущего, символы, ценности и исторический миф, которые власти пытались сделать общими для всех населявших Союз этносов, но мы знаем, как этот Союз исчез: буквально в течение нескольких месяцев. Потому что практически вся советская элита отреклась от советских символов, ценностей и советского исторического мифа.

    И не просто отреклась, но подвергла их полной десакрализации и осмеянию. Кто-то понимал, что это приведет к распаду страны, и, может, даже к этому стремился, кто-то нет, наивно думая, что можно на ходу придумать новые ценности или обойтись без них. Но чудес не бывает.

     

    эксперт 743 2
    Фото: Александр Гронский/Agency.Photographer.ru

    Проблема России как нации заключается в том, что у нее до сих пор не сформированы новый исторический миф и новые общепринятые ценности, не поставлены цели, способные объединить граждан самого разного этнического происхождения. А национальная толерантность, которой мы все желаем, рождается только при реализации общих целей и из исторического мифа, в котором находят свое место представители всех российских этносов.

    Еще в XIX веке известный французский ученый и писатель Эрнест Ренан сказал, что нация это «ежедневный плебисцит», в котором надо все время побеждать.

    Проблемы российского патриотизма

    Одной из особенностей революции 1991 года стало то, что, отвергнув советский миф и советскую историю, за исключением, пожалуй, Великой Отечественной войны, она не смогла вернуть и предшествующую историю дореволюционной России, потому что и та и другая противоречили вульгарно понятому либерализму ее лидеров. О приверженности демократическим ценностям правящей элиты после расстрела парламента тоже можно было говорить лишь условно. Да и история Отечественной войны стала подвергаться коррозии. Если Гитлер и Сталин, коммунизм и фашизм — одно и то же, а демократические ценности подвергнуты уничижению, борьба с нацизмом теряет смысл. В этом, в частности, одна из причин возникновения нацистских молодежных группировок. Ведь в результате всех потрясений 1990-х скомпрометирован был весь набор идей, которые могли бы противостоять доморощенному нацизму: и либерализм, и социализм, и коммунизм.

    Победа в войне оказалась лишена какого-либо идейного наполнения, кроме собственно патриотического. Но патриотизм можно наполнить и нацистским содержанием. В условиях идейного вакуума у нацистов для этого находятся вполне логичные доводы.

    «Многие молодые люди, — отмечает профессор Высшей школы экономики Руслан Хестанов, — рассматривают своих родителей, дедов как неудачников. Советский проект не удался, перестройка не удалась. Царизм тоже не удался. Если все у нас неудачно, то начинается поиск какой-то замены. Отсюда и увлечение нацистской идеологией. Там, где не сформированы национальные демократические ценности, рождаются чудовища».

    Кроме того, лишенный идейного содержания патриотизм исключает Россию из ряда великих наций, которые строят свою идентичность на великих идеалах (достаточно вспомнить, скажем, США, Францию, Индию), придает претензиям России местечковый характер и в конечном счете ставит под угрозу ее единство. Как сказал член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко, «в советское время, какими бы мы ни были разными, было чувство принадлежности к великой державе. А сейчас в России молодой человек с Кавказа принадлежит к меньшинству, которое, как ему кажется, справедливо или нет, постоянно унижают. Но зато он причастен к великой мусульманской умме, которая не признает национальных различий и которая одна дала по морде американцам. Совершенно другое самоощущение».

     

    эксперт 743 2
    Фото: Thomas Dworzak/Magnum Photos/Agency.Photographer.ru

    Вот почему попытка властей обратиться за поддержкой к так называемым традиционным религиям как основе национальной идентичности чревата угрозой еще большего раскола общества. Во-первых, потому, что обращение к религии в многоконфессиональном обществе объективно раскалывает его, как и обращение к этническим корням. А во-вторых, потому, что религиозные ценности практически всюду и всегда вступают в противоречие с ценностями модернизации. Касается ли это семейных отношений, науки, моды или литературы. Это в России понял еще Петр I, а в такой мусульманской стране, как Турция, — Ататюрк, которого часто сравнивают с Петром.

    Возвращение истории: война

    История любой страны не может существовать без опорных событий, придающих ей смысл. В ХХ веке Россия пережила три величайших события, наполненных демократическим и, что особенно важно в нашем контексте, интернациональным содержанием. Это революция 1917 года, Великая Отечественная война и полет в космос Гагарина.

    Демократическое содержание Великой Отечественной войны, которую вел Советский Союз против фашистской Германии, определяется тем, что наша победа спасла демократию в Европе независимо от желания большинства европейских народов, что бы теперь ни говорили их историки и политики. Разве Венгрия, Румыния, Хорватия, Словакия, Италия, Финляндия защищали демократию в той войне? Что уж говорить о сдавшихся — Франции, Бельгии, Голландии. И тем более о Германии.

    Как писал в преддверии Второй мировой войны Джавахарлал Неру, «в Европе Советская Россия остается единственным препятствием для фашизма; если оно будет уничтожено, будет положен конец демократии во всей Европе, в том числе и в Англии, и во Франции». Но война спасла и перспективы демократического развития самой России, пусть и оказавшиеся довольно отдаленными. И в этой борьбе участвовали все народы бывшего Союза.

    И то, что во главе нашей страны в то время стоял Сталин, не отменяет этого факта. Кстати, сам Сталин в своем выступлении 6 ноября 1942 года в ряду прочих целей англо-советско-американской коалиции назвал восстановление демократических свобод в завоеванных нацистами странах. Можно назвать это лицемерием, но, объективно говоря, так и получилось. В одних странах раньше, в других — позже.

    Возвращение истории: революция

    Лидерами революции, которая началась в феврале и закончилась в октябре 1917 года, были люди, которые в массе своей верили, что выбранный ими путь и есть единственно возможный путь к наиболее последовательной демократии, сочетающей политические, социальные и национальные свободы. Народные массы всех национальностей России, поддержавшие этих лидеров, возможно, мало понимали в демократии, но точно видели в революции воплощение своих представлений о свободе. Демократические идеалы всех участников революции, от кадетов до большевиков, потерпели в то время поражение, как и идеалы всех демократов Французской революции, от фельянов до якобинцев. Чтобы эти идеалы окончательно победили во Франции, потребовались почти сто лет и череда кровавых потрясений. Но это не лишает Французскую революцию статуса демократической иконы во всем мире.

    Наша революция на своих знаменах наряду со словами «свобода, равенство, братство» написала слово «справедливость». И требование справедливости стало ключевым в истории прошлого века. Под лозунгами, во многом заимствованными у нашей революции, прошли практически все революции и освободительные движения ХХ века, радикальным образом изменившие мир.

    Запуск в космос Гагарина, победа в космической гонке, гигантский научно-технический рывок в 1960-е — именно в эти годы Советский Союз стал второй экономикой мира — были, безусловно, результатом творческого подъема, вызванного революцией и победой в войне. Подъема, который переплавил в творчество стремление советских граждан к свободе.

    И либералы, и нынешние российские коммунисты отказывают нашей победе в войне и нашей революции в их демократическом содержании и тем самым разрушают основы российской идентичности. К сожалению, именно их взгляды пока побеждают в российском обществе.

    Возвращение истории: 4 ноября

    Видимо, надеясь заслонить дату 7 ноября, власти придумали праздник 4 ноября, не сумев придать ему хоть сколько-нибудь внятного смысла. В результате, с одной стороны, его присвоила Православная церковь, а с другой — его стали эксплуатировать шовинисты. Он стал праздником, раскалывающим страну. Пока это праздник только для кого-то в Москве, но вряд ли для кого-то в Махачкале. Однако у тех далеких событий было и очень важное демократическое содержание.

    Многие историки сходятся во мнении, что победа в Смуте открывала перед российским народом перспективу перехода к модернизации с опорой на общество. Россия могла встать на путь, по которому уже пошла Западная Европа и который в нашей стране представляли и будущие вожди раскола, и лидеры народного ополчения. У современной России есть выбор, что отмечать 4 ноября: порыв к свободе, которым отмечена и сама Смута, и выход из нее, или восшествие на престол Романовых (празднование этого события фальшиво в современной республике), или разгром поляков, которого на самом деле не было, потому что это была гражданская война, в которой, к слову, Романовы занимали не самую лучшую позицию в стане Тушинского вора.

    Стремление к свободе — это то, что может объединить всех российских граждан независимо от национальности. И это относится ко всей истории России, истории, которой, если мы хотим сплотить страну и действительно создать нацию, необходимо придать именно такой смысл: поиск и обретение свободы.

    И конечно, это должна быть история всех народов России, включенная в мировой исторический контекст. Перефразируя известные слова «вождя народов», можно сказать, что нам нужна такая история России, в которой история русского народа не отрывалась бы от истории других ее народов и где история всех народов России не отрывалась бы от мировой истории.

    Обрести образ будущего

    Впрочем, история может быть опорой только той нации, у которой есть осознание своего будущего. Без будущего история не нужна. Для создания нации нам не хватает образа будущего и стратегии его достижения. В целом и в возможных деталях. Несмотря на наличие всяческих «стратегий». Потому что стратегия без идей, вдохновляющих если не все общество, то хотя бы значительную его часть, не становится общественным явлением.

    Ясно, что не народ создает образ и стратегию. Но он может и должен участвовать в их обсуждении. Их не может создать и один президент. Этим должна заниматься ответственная элита, объединенная в политические партии, предлагающие свои варианты будущего, основанные на разном понимании общих ценностей.

    Отсутствие сколько-нибудь вдохновляющего видения будущего России у правящей элиты очень хорошо иллюстрирует предлагаемая реформа образования, которая, отказываясь от традиционной для российско-советской школы цели формирования гармонично развитой личности, заменяет ее ложно понятой рациональностью: учить только тому, что потребуется в суженной до функциональности жизни.

    Действительно, если все видение будущего развития России сконцентрировано в условном «Сколкове» и не предполагает новых «запусков Гагарина», то образование потребуется только избранному кругу тех, кого в это «Сколково» допустят. Но тогда не получится нации.

    Преодолеть заброшенность и ненужность

    Как заметил Руслан Хестанов, «такие бурные, спонтанные проявления недовольства, какие произошли на Манежной, во всем мире сопровождали перепролетаризацию населения в период мощных технологических перестроек экономики и всего общества. Но если в Европе это было связано с научно-промышленным скачком, то у нас — с деиндустриализацией и архаизацией экономики и социальной структуры». Архаизация общества, вызванная в том числе идущим с 1990-х годов процессом распада экономики и системы образования, формирует новый тип ненужного человека. И в Москве, и в русской провинции, и на Кавказе.

    Чувство заброшенности и ненужности очень сильно во всей российской провинции, особенно в национальной и особенно среди интеллигенции. Это чувство отверженности поддерживается СМИ, прежде всего телевидением, преподносящим под видом псевдоюмористических передач оскорбительный образ как провинциального русского обывателя, так и «кавказского человека». Тем более что ему не противопоставляется ничего позитивного и жизнеутверждающего.

    В течение почти двадцати лет, прошедших после распада Советского Союза, национальный вопрос был на периферии государственного интереса. Власти, конечно, не одобряли национализма в национальных республиках, тем более когда он грозил российскому единству, но со снисходительной иронией относились к националистическим эскападам Жириновского, рассматривая его как полезного клоуна, отвлекающего националистический электорат от «реальных пацанов». При этом погромный национализм экстремистских организаций, похоже, не рассматривался как реальная угроза, а в силовых структурах даже воспринимался с сочувствием, как форма сдерживания «кавказской агрессивности». Участие многих сотрудников правоохранительных органов в чеченской войне и теракты не добавляли им симпатий к «инородцам». Убийства и избиения представителей национальных меньшинств, конечно, преследовались, но не вызывали гневной реакции. Как заметил один московский дагестанец, «к нам никто не приезжал, когда убивали наших, как приехали к болельщикам, когда убили одного из них».

    В советское время крупные города на Кавказе были центрами современной урбанистической культуры, в них жило много представителей научно-технической интеллигенции, в том числе национальной. По мнению профессора Хестанова, «сейчас города превращаются в большую деревню. Исчезает городской образ жизни. То, что происходит сейчас в Москве, на Кавказе началось примерно с крушения Советского Союза. Село ринулось в города, потому что в селе оказалось нечего делать. И это смешение разных стилей жизни породило конфликты не только в Москве, но и в городах Кавказа. Только в Москве это воспринимается как межэтнический конфликт, хотя корни одни и те же. Это депролетаризованная среда. Это люди, которые потеряли свою социальную ориентацию». Причем это не зависит от национальности.

    Воспитание патриотизма, как это предполагает реформа школы, в такой среде не только бесполезно, но и опасно. Потому что архаично понятый патриотизм — это заведомо этнонационализм с присущим ему радикализмом. Это мы уже имеем сейчас. Восстановление современной, основанной на знаниях экономики, в том числе на Кавказе, и ориентированное на такую экономику образование, в том числе изучение демократически понятой истории всех народов России, — лучшее воспитание патриотизма. И лучшая основа для гражданского единства российской нации.             

    Кто отвечает за российскую нацию

    Ответственность за создание политической нации лежит не на государстве и чиновниках, а на тех, кого принято называть интеллектуалами, на тех, кто формирует общественное мнение, независимо от того, к какой социальной группе они относятся: творческой и научной интеллигенции, специалистам, предпринимателям, сотрудникам СМИ. Но когда одни представители интеллектуальной элиты России готовы пожертвовать половиной страны ради ложно понятого принципа самоопределения народов, как будто эти народы проявили какое-то желание самоопределяться; когда другие готовы вытолкнуть «инородцев» из России из-за любой драки хулиганствующей молодежи; наконец, когда все эти интеллектуалы готовы терпеть потоки разрушающей Россию оскорбительной глупости, которую постоянно преподносят СМИ, в отношении всех народов страны, в лучшем случае брезгливо отворачиваясь от них, трудно говорить об ответственности.

    США преодолели разрушающий страну расизм тогда, когда ее интеллектуальная, в первую очередь творческая, элита заняла самую активную позицию в борьбе с этим злом. Не государство, а именно общество сформировало нетерпимое отношение к расизму и способствовало окончательному включению черной Америки в американскую политическую нацию.

    Создание российской политической нации станет возможным, когда интеллектуальная элита, отказавшись от столь любимой в России позы иронически отстраненного отношения к собственной стране, сможет сказать о ней, как когда-то сказал об Индии Джавахарлал Неру: «В ней есть что-то неуловимое, что-то от древней легенды. Кажется, что какие-то чары владеют ее душой. Она — миф и идея, мечта и видение и в то же самое время нечто совершенно реальное, осязаемое, ощутимое… Но она в высшей степени достойна любви, и никто из ее детей не может забыть ее, куда бы ни забросила их судьба и какая бы необыкновенная участь ни выпала на их долю». Индия еще более сложная страна, чем Россия, но ей удается сохранить единство, в том числе благодаря возвышенному отношению к ней индийской интеллектуальной элиты.

    Комментировать

    осталось 1185 символов
    пользователи оставили 111 комментариев , вы можете свернуть их
    Петр Великий # написал комментарий 9 марта 2011, 19:55
    Цитирую автора:

    "Впрочем, история может быть опорой только той нации, у которой есть осознание своего будущего. Без будущего история не нужна. Для создания нации нам не хватает образа будущего и стратегии его достижения".
    ..........
    "Ответственность за создание политической нации лежит не на государстве и чиновниках, а на тех, кого принято называть интеллектуалами, на тех, кто формирует общественное мнение, независимо от того, к какой социальной группе они относятся: творческой и научной интеллигенции, специалистам, предпринимателям, сотрудникам СМИ".
    ____________________________________________________________​_________________________
    Вам ясно, что все написанное - БРЕД СИВОЙ КОБЫЛЫ?
    Сергей Протасов # ответил на комментарий Петр Великий 9 марта 2011, 21:14
    "Вам ясно, что все написанное - БРЕД СИВОЙ КОБЫЛЫ?"
    О-о, нет...
    Статья продумана!
    "Красиво" извращены факты!
    Преподносится в виде красивой обёртки от плохо пахнущей конфеты...
    Петр Великий # ответил на комментарий Сергей Протасов 9 марта 2011, 21:28
    Да, и достаточно одной капли из такой "конфеты",
    чтобы не сомневаться в ее содержании..
    Прасковья Савинова # ответила на комментарий Петр Великий 9 марта 2011, 21:43
    Из этой большой и продуманной статьи поняла, действительно, в красивый фантик завёрнуто кое-что, ну Вы поняли. Это ж надо всё так перевертеть в попытке убедить. Не, не выйдет.
    vjaceslav(слава) kos-nin(костюнин) # ответил на комментарий Петр Великий 9 марта 2011, 21:42
    ...а,что такоенаши С М И?! ей у нас сейчас всё дозволено.тьфу! любой проходимец,любой болтун из непризнанных гениев.,искатель гешефта может, имея деньги,может основать газету...и-пошла ,,писать губерния,,,
    Дмитрий Дон # написал комментарий 9 марта 2011, 19:56
    Вашими бы устами да мёд пить, Валерий! К кому взываете? Кто имеет сегодня право голоса в России? Где Вы ещё разместили свою (без иронии) прекрасную статью? Кроме как на блоге? Какой " телезвездаШок" пригласит Вас обсудить Вашу тему, именно в таком русле, как у Вас?...
    Но я приветствую Вас! Вода камень точит :), только бы времени у нас хватило.
    Константин Крашенинников # написал комментарий 9 марта 2011, 20:06
    Очень качественная и актуальная статья. Не формат только для блога - великовата.
    Не так много людей прочтёт к сожалению.
    Петр Великий # ответил на комментарий Константин Крашенинников 9 марта 2011, 20:23
    Надеюсь, прочтет, что интеллектуалы отделены от государства.
    Автором.
    Константин Крашенинников # ответил на комментарий Петр Великий 9 марта 2011, 20:26
    Не нами придумано : "Есть только одна элита - интеллектуальная".
    Петр Великий # ответил на комментарий Константин Крашенинников 9 марта 2011, 20:30
    Отделенная от Государства?
    Очень мило.
    Но Салтыков-Щедрин в "придуманный образ" не вписывается.
    И автор таких не знает и знать не желает,
    не так ли?
    Константин Крашенинников # ответил на комментарий Петр Великий 9 марта 2011, 20:35
    Этому "уже не государству" умный народ не нужен. Иногда похоже что и никакой уже не нужен... Нация - как минимум не глупое население. Им электорат как "одноразовое население" и то уже не нужен :)))))
    Петр Великий # ответил на комментарий Константин Крашенинников 9 марта 2011, 20:40
    Вы абсолютно правы.
    Поэтому нам и подсовывают такие статейки,
    выжимка из которых одна: "спасение утопающих -
    дело рук самих утопающих".
    Беда лишь в том, что это мало
    кто понимает..
    Константин Крашенинников # ответил на комментарий Петр Великий 9 марта 2011, 20:51
    Ну и пусть их подсовывают, коли охота есть. Кто может понять правильно - тот так и поймёт. Кто не поймёт - так тому и быть. А кто разобраться захочет, чего не понял - уже пол-дела :))))
    Петр Великий # ответил на комментарий Константин Крашенинников 9 марта 2011, 20:56
    Поводыри кончились.
    Пассионариев извели.
    Стаду дана возможность
    выбирать себе пастбище самостоятельно.
    Не справится - и хрен бы с ним...
    Вот - позиция государства.
    Кстати - получилось изложение обсуждаемой статьи.
    )))
    Константин Крашенинников # ответил на комментарий Петр Великий 9 марта 2011, 20:58
    Конспект :))))) Нас ведь учили раньше, правда?
    Петр Великий # ответил на комментарий Константин Крашенинников 9 марта 2011, 20:59
    Да уж..
    И многому.
    Как знали...
    Константин Крашенинников # ответил на комментарий Петр Великий 9 марта 2011, 21:10
    Такого конечно мало кто предвидел. Но учили неплохо.
    Так что полученная методология позволяет многое оценить.
    Сергей Протасов # ответил на комментарий Константин Крашенинников 9 марта 2011, 21:17
    "Нация - как минимум не глупое население."
    А глупое население это кто?
    Константин Крашенинников # ответил на комментарий Сергей Протасов 9 марта 2011, 21:20
    Глупое население - это просто население.
    Не народ. Не нация. Не граждане.
    Его специально для того и оглупляют.
    Константин Крашенинников # ответил на комментарий Сергей Протасов 9 марта 2011, 21:37
    Прямого отношения не имеет. С самого начала критиковали эту теорию. В т.ч. и особенно за то, что в разных расовых и этнических группах - разный. Сейчас вот Собянин чиновников решил тестировать :)))))))))
    Сергей Протасов # ответил на комментарий Константин Крашенинников 9 марта 2011, 21:44
    "Прямого отношения не имеет."
    Как понимать тогда вот это:
    "Не народ. Не нация. Не граждане."?
    Уж куда прямее...

    "чиновников решил тестировать"
    Не прошедших лишать "новобразной" российской национальности?
    Константин Крашенинников # ответил на комментарий Сергей Протасов 9 марта 2011, 21:54
    Народ не умом создаётся - биологией и историей. Нацию в теории можно сконструировать и построить - примеры есть. Гражданское чувство не всегда тоже рационально.
    На то и чувство :)) IQ то что такое?
    Не первый раз уж всё это. ЕБН в 96 уж курлыкал то же.
    Сергей Протасов # ответил на комментарий Константин Крашенинников 9 марта 2011, 22:13
    "Народ не умом создаётся - биологией и историей. Нацию в теории можно сконструировать"
    Нация, в переводе с латинского - народ...
    Я так и не понял, что Вы хотите конструировать, а IQ (айкю) - уровень интеллекта. Тест такой есть...
    Константин Крашенинников # ответил на комментарий Сергей Протасов 9 марта 2011, 22:22
    Сергей, вот я уж точно ничего не собираюсь конструировать - сам с "конструкторами" этими полжизни уж спорю :)) Про нацию Вам ответил уже - посмотрите.Они как раз ничего тоже не хотят создавать - всё разрушают сами. И народ тоже.
    Тест этот как раз и критикуется давно уже. Не уровень интеллекта, а коэффициент интеллектуального развития. В том и дело.
    Сергей Протасов # ответил на комментарий Константин Крашенинников 9 марта 2011, 22:48
    "я уж точно ничего не собираюсь конструировать"
    А это как понимать:
    "Нацию в теории можно сконструировать и построить - примеры есть."
    И тут же:
    "сам с "конструкторами" этими полжизни уж спорю"
    Константин Крашенинников # ответил на комментарий Сергей Протасов 9 марта 2011, 22:51
    Вы Сергей чего вообще хотите-то? С Вами я точно уж не спорю. Это мне ни к чему.
    Сергей Протасов # ответил на комментарий Константин Крашенинников 9 марта 2011, 23:10
    Мне интересно понять Вашу логику в разговоре!
    Пока я её не нахожу...
    Константин Крашенинников # ответил на комментарий Сергей Протасов 9 марта 2011, 23:15
    Здесь блог, Сергей. Не семинар по логике. В чём интерес-то?
    Наталья Соболева # ответила на комментарий Константин Крашенинников 9 марта 2011, 23:33
    Но увы именно она и не сможет создать ядро. Тк для этого нужно обладать харизмой.
    Интеллектуальное ядро - это семя, которое окружает плод , кожура, ему нужны ствол и крона, листья и корни.
    И по хорошему эта элита не выставляется. семя оно невзрачно, но из него всегда может возникнуть новая жизнь. Ибо оно несет в себе всю генетическую информацию.
    Можно сделать и прививки к другим деревьям, отростки от корней. Но только семя может пролежать, дождаться своего часа и возродится как феникс.
    А пока все части дерева бушуют и разрастаются. А семя чахнет. Вот уже идут разговоры, что оно не нужно. Нужны плоды без семян. Но когда нагрянет буря и вырвет корни дерева и унесет его в пламя. Только останется вся надежда на семя, то, в котором все и заключено.
    Лирика. :)))
    Константин Крашенинников # ответил на комментарий Наталья Соболева 9 марта 2011, 23:36
    Да какая лирика - мудрость, Наталья. Замечательно написали.
    Можно ещё назвать - споры.
    Наталья Соболева # ответила на комментарий Константин Крашенинников 9 марта 2011, 23:41
    Cпасибо. Это наверное , потому что у меня температура. Кровь в голову - мысли побежали, завертелись . :))))
    Константин Крашенинников # ответил на комментарий Наталья Соболева 9 марта 2011, 23:46
    Вы психофизиологию сама знаете... Выздоравливайте скорее. И не болейте.
    Наталья Соболева # ответила на комментарий Константин Крашенинников 12 марта 2011, 16:56
    Спасибо. Пост помогает выздоравливать.
    Константин Крашенинников # ответил на комментарий Наталья Соболева 12 марта 2011, 16:59
    Вот и отлично. Дай Бог скорейшего и полного выздоровления. И здоровья. У нас на него лишь и надежда и в этот, и во всём.
    Валерий Кузьмин # написал комментарий 9 марта 2011, 20:07
    Да, именно так и надо. У врагов здесь поучиться стоит (из сионских протоколов):

    Психологический расчет.
    Наше торжество облегчилось еще тем, что в сношениях с нужными нам людьми мы всегда действовали на самые чувствительные струны человеческого ума — на расчет, на алчность, на ненасытность материальных потребностей человека; а каждая из перечисленных человеческих слабостей, взятая в отдельности, способна убить инициативу, отдавая волю людей в распоряжение покупателя из деятельности.

    Роль прессы.
    В руках современных государств имеется великая сила, создающая движение мысли в народ — это пресса. Роль прессы — указывать якобы необходимые требования, передавать жалобы народного голоса, выражать и создавать неудовольствия. В прессе воплощается торжество свободоговорения. Но государства не умели воспользоваться этой силой: и она очутилась в наших руках. Через нее мы добились влияния, сами оставаясь в тени, благодаря ей мы собрали в свои руки золото, невзирая на то, что нам его приходилось брать из потоков крови и слез...

    И так далее...
    POHAN REALEST # написал комментарий 9 марта 2011, 20:15
    Вот только не надо ответственность за создание политической нации и общественного мнения доверять евреям. Никогда. Всё написанное здесь - просто словоблудие, хотя и не совсем глупое. Это разговор ни о чём. Автору нравится Америка? Автор хочет жить с чёрными и балдеть от толерантности? Автор не хочет прогуляться вечером по какому-нибудь Гарлему и быть оттраханным неграми? Или погулять в алжирских (или кто там живёт) кварталах Парижа? На хрена нести весь этот либерастический бред? Пусть поживёт в Чечне, умнее станет.
    При таком положении дел в РФ, скоро самой востребованной будет партия, которая к грамотной экономической программе (ЕдРо это не касается сразу. Понятия грамотно и ЕдРо - несовместимы), добавит защиту интересов коренных и государствообразующих наций от реформаторов, демократов, ЕдРо и "диких" элементов.
    Ильдар Нигматуллин # написал комментарий 9 марта 2011, 20:25
    Отличная статья. Все прочитал и со всем согласен.

    Никогда не нравилось слово толерантность. Предпочитаю взаимопонимание и взаимоуважение. Понимаем друг друга? - Очень хорошо. Не понимаем? - Катись к чертовой матери. Терпеть никто никого не обязан.
    Малик Изташгани # ответил на комментарий Ильдар Нигматуллин 9 марта 2011, 21:11
    О великий и мудрый! А понимать надо на каком языке?! :)))
    "Никто никого не оязан"- что-о? :))
    Константин Крашенинников # ответил на комментарий Малик Изташгани 9 марта 2011, 21:14
    "терпеть" у Ильдара ясно же написано :)))
    Константин Крашенинников # ответил на комментарий Ильдар Нигматуллин 9 марта 2011, 21:12
    Навязанный термин. Усиленно насаждают давно уже.
    Пётр Сидорович # ответил на комментарий Константин Крашенинников 9 марта 2011, 21:47
    Отнюдь. Толерантность - это то, к чему должно прийти общество после воцарения взаимопонимания и уважения, а не как вместо этого, а то ведь уже мазохизм получается.
    Можно трактовать термин так: "Мы разные, но мы вместе".
    Константин Крашенинников # ответил на комментарий Пётр Сидорович 9 марта 2011, 21:58
    Отнюдь нет :))) Вот именно те, которые у нас её воцаряют, как раз сами её, родимую, и не исповедают :))))
    Сергей Протасов # ответил на комментарий Ильдар Нигматуллин 9 марта 2011, 21:22
    Ильдар!
    Насколько я помню, Вы готовы защищать татар от унижения!
    А эта статья о том, что Вы перестанете быть татарином, а я перестану быть русским...
    Константин Крашенинников # ответил на комментарий Сергей Протасов 9 марта 2011, 22:02
    Вы больше как этничность понимаете, так получается? А они про нацию в европейском понимании - не как этническое состояние, а как государственное.
    Так скорее всего. Ни русскими, ни татарами мы не перестанем быть. Не дождутся.
    Сергей Протасов # ответил на комментарий Константин Крашенинников 9 марта 2011, 22:20
    Константин!
    Мне придётся помочь Вам с переводом слов "нация" и "этнос".
    Нация, в переводе с латинского - народ, племя (просто повторюсь).
    Этнос, в переводе с греческого - народ, племя.
    Это одно и тоже! И кто какой смысл вкладывает - это глупость!
    Константин Крашенинников # ответил на комментарий Сергей Протасов 9 марта 2011, 22:28
    Спасибо, Сергей. Только мне не нужно в этом помогать. Это не одно и то же далеко. Про это дело много кто писал и не в блогах. И мне приходилось. Про ту же "толерантность" и про тех, кто её насаждает, и как они это делают, года три назад с ребятами книжку издали.
    Ильдар Нигматуллин # ответил на комментарий Константин Крашенинников 9 марта 2011, 22:31
    Это, видимо идет еще из СССР. Вот там как то понятие нации было тождественно этносу, а вместо нации, как полиэтническому образованию применялось выражение "многонациональный народ". Вот оттого до сих пор путаница в терминологии и происходит.
    Константин Крашенинников # ответил на комментарий Ильдар Нигматуллин 9 марта 2011, 22:35
    Совершенно верно. Теории разные были, но как базовое - в целом так и было. Разные терминологические аппараты дают больше путаницу. А этим наши заклятые друзья и пользуются :)))
    Ильдар Нигматуллин # ответил на комментарий Сергей Протасов 9 марта 2011, 22:14
    Ничего подобного. Речь в статье идет о нации, а не о национальностях. У нас почему то эти понятия часто путаются. Вот на примере американцев хорошо все видно. У них есть индейцы? - есть. Негры? - тоже есть. И много других. А все вместе - они составляют американскую нацию. И попробуйте сказать любому американцу, что американской нации не существует. :)))

    PS. Вот, пока я писал Вам, уже и ответили.
    Константин Крашенинников # ответил на комментарий Ильдар Нигматуллин 9 марта 2011, 22:32
    Они кстати, Ильдар, и понятием "американский народ" тоже пользуются. И тоже не мешает ни китайцами оставаться, ни индейцами. Впрочем, у них там тоже проблем хватает. В этом смысле - про что пишем тут - поменьше конечно :))
    Сергей Протасов # ответил на комментарий Ильдар Нигматуллин 9 марта 2011, 22:33

    НАЦИОНАЛЬНОСТЬ — 1) принадлежность к какой либо нации, народу; 2) самый народ.
    Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.
    ссылка на dic.academic.ru › dic.nsf/lower/16381
    НАЦИОНАЛЬНОСТЬ (термин, производный от слова "нация") - определенная генетическая, социально-экономическая и культурная общность людей, социальная характеристика представителей конкретных наций.
    ссылка на slovari.yandex.ru

    "попробуйте сказать любому американцу, что американской нации не существует"
    АЛФАВИТНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ И ЭТНИЧЕСКИХ НАИМЕНОВАНИЙ
    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СТАТИСТИКЕ
    МОСКВА, 2002
    Американцев там нет!
    ссылка на www.demoscope.ru
    Такого народа нет! Есть граждане США.
    США - это не вся Америка!

    Константин Крашенинников # ответил на комментарий Сергей Протасов 10 марта 2011, 07:53
    Дарью Донцову ещё можно почитать. У неё с логикой уж точно всё в порядке :))))
    Сергей Протасов # ответил на комментарий Константин Крашенинников 11 марта 2011, 11:25
    Сравниваете словари и статистику с Донцовой?!! :)
    Без комментариев...
    Константин Крашенинников # ответил на комментарий Сергей Протасов 11 марта 2011, 12:10
    Сергей, Вам приходилось с американцами общаться?
    Сергей Протасов # ответил на комментарий Константин Крашенинников 11 марта 2011, 12:32
    Да!
    Однокласник шефа проживает в Детройте...
    Хочет обратно!
    К чему вопрос?
    Константин Крашенинников # ответил на комментарий Сергей Протасов 11 марта 2011, 12:42
    Вопрос был в том, приходилось ли общаться с реальными американцами. Не с теми, которые вернуться хотят.
    Сергей Протасов # ответил на комментарий Константин Крашенинников 11 марта 2011, 21:16
    Т.е. человек имеющий гражданство США не реальный?
    Или с Обамой :)))
    Константин Крашенинников # ответил на комментарий Сергей Протасов 12 марта 2011, 16:18
    Так что делает человека принадлежащим к какой-либо нации? В случае Вашего американского одноклассника шефа? Гражданство? Или то, что его американства нет ни в перечне, который Вы привели так уверенно и опрометчиво, ни в книгах Донцовой?
    Или с Обамой?
    Сергей Протасов # ответил на комментарий Константин Крашенинников 19 марта 2011, 15:35

    "Так что делает человека принадлежащим к какой-либо нации?"
    Чтобы не называли меня плохими словами... для ознакомления как это решается в цивилизованных странах
    ссылка на aliya.zakon.co.ilссылка на aliya.zakon.co.il

    Нации не создаются искусственно!

    Ольга Тремус # написала комментарий 9 марта 2011, 20:29
    Бред. Основное резюме: погрозим пальчиком "Ах, русские, нехорошо... Вот посмотрите на другие - правильные нации." Автор написал много. но хочется ему напомнить Козьму Пруткова: "Если у тебя есть фонтан - заткни его. Дай отдохнуть и фонтану."
    Александр Уральский # написал комментарий 9 марта 2011, 20:49

    О каком будущем можно говорить когда самый многочисленные люди в России идут вслед за еврейским богом. Получили удар в правую щеку старатся добежать до раввина в поповском балахоне чтобы получить удар по правой. Рабство доведенное до подсознание начиная с роддома. Кто из русских женщин старался не спорить в еврейкой акушеркой, лишь бы выбраться из Ада роддома. Праздник рождения русов превратили в адские муки женщины, заражения её и ребенка золотистым стафилакоком, свернутые шеи, дибилизм детей вызванный ускорением родов и в довершение потеря иммунитета от ненужных прививок. Рабство в школе, армии, работе.Почему другие народы (люди работающие на свой род) стараются дистацироваться от рабского евробоголепия русских. Чехов выдавливал из русского раба находящегося в рабстве еврейского бога. Но ведь данную ситуацию создал Петр 1. Слушайте, читайте ссылка на www.levashov.info Книги Левашова Николая Викторовича и вы поймете что Вы не рабы а достойные Русы, проживающие дружно с татарами, башкирами, якутами и т.д., только пришлым иудеям нет места на Великой Асии, Татарии, России. По Конституции РФ народ (а не население) является объектом права а начальники жиды социальный паразит

    sokoli nl # ответил на комментарий Александр Уральский 9 марта 2011, 22:12
    да левашов сам жид по роже и фамилии
    Малик Изташгани # написал комментарий 9 марта 2011, 20:57
    Сильно, очень сильно. Расклад и анализ исчерпывающий. Приотитеты расставлены.
    А вот теперь "НО": Формирование РУССКОЙ наци было прервано после Гражданской войны и установления тоталитаризма."Советский народ" не стал нацией,это факт.
    В данный момент наблюдается то, что я называю "усталостью народа", которая граничит с апатией.
    Налицо все прзнаки старения "крови".
    Константин Крашенинников # ответил на комментарий Малик Изташгани 9 марта 2011, 21:17
    А где это тоталитаризм нацией не занимался?
    Oleg Chistik # написал комментарий 9 марта 2011, 21:27
    Россия многонациональная страна.
    Но в России все основные нации входят в два основных этноса: славянский и татарский.
    И они уже более 500 лет являются дружественными.
    И есть реликтовый этнос - кавказский. Которого уже бы не было, если бы их не взял под свою защиту Белый Царь.
    Банально турки бы всех вырезали.

    И почему то сейчас в России идёт явное лоббирование интересов малочисленного не государствообразующего кавказского этноса в ущерб основным, на которых стоит Российское государство.
    Пётр Сидорович # ответил на комментарий Oleg Chistik 9 марта 2011, 21:54
    Тогда при СССР малорусского и татарского. При этом интересы основополагающего русского народа всячески игнорировались в угоду остальным "братьям".
    Только вот лоббирование идет не этноса, а бандитизма и олигархии, что, в принципе, едино.
    sokoli nl # ответил на комментарий Oleg Chistik 9 марта 2011, 22:11
    татар очень мало тоже россия мононациональна
    Oleg Chistik # ответил на комментарий sokoli nl 9 марта 2011, 22:19
    Уточню: славяне и монголоиды.
    Don Zeus # написал комментарий 9 марта 2011, 21:28
    Абсолютно глупая статья, представляющая из себя попытку отвлечь внимание от проблемы усиливающегося кавказского нацизма, путем очернения начавшегося восстановления русского самоосознания.
    sokoli nl # ответил на комментарий Don Zeus 9 марта 2011, 22:10
    типа купил наш паспорт и по путеноидам уже русский и даже националист, вот подонки же
    Валерий Рождественский # написал комментарий 9 марта 2011, 21:40
    "Гражданский национализм с опорой на демократические ценности. Единые ценности при разных политических взглядах. Вместо религиозных ценностей - ценности модернизации. Война спасла демократию. Нынешняя элита отказывает в демократическом содержании революции 17 года. Стремление к свободе - это то, что может обьеденить всех российских граждан. Образ будущего может создать политическая партия. Чтобы преодолеть ненужность и заброшенность - нужно возрождать городской образ жизни. За российскую нацию отвечает не государство и не чиновники, а интеллектуалы - реально высоко образованные люди, формирующие общественное мнение". Жидомасонский бред из протоколов сионских мудрецов. Пересказ отдельных протоколов другими словами с целью обмануть и запутать.
    Сильвестор Ротсев # ответил на комментарий Валерий Рождественский 9 марта 2011, 21:54
    Немцы уже горя хапнули со своей тупой толерантностью теперь шары в кучу не знают что делать-думаю надо им спросить совета у национал социалистов.
    sokoli nl # написал комментарий 9 марта 2011, 22:09
    ахаха пархатый паразит из путинского русофобского гнойника эксперт , редактор которой пархатый фадеев приказал всем русским если они не довольны кагалов в кремле убираться вон, учить нас что такое кошерный национализм, скоро еще все самые гнусные русофобы перепишутся в русские националисты и будут нам тявкать про то что такое русскость, приравнивая ее естественно к имению русского паспорта, и абсолютное чихание на реальность на генетику и природу. паразиты оборзели до невозможности внедряются в русское святое в нашу идентичность и изгаживают ее всеми доступными способами, омерзительные гниды обожравшиеся россии, этничность это я нации и не вам безродным какашкам говорить что чистота это средневековье грязные недоноски
    Сильвестор Ротсев # ответил на комментарий sokoli nl 9 марта 2011, 22:50
    Национал-патриотизм это высшая точка самосознания.Идет еще со времен Римской Империи.И если человек не уважает свою нацию значит он не уважает себя-что нам сейчас пытаются внушить.Так что толерантность это все фуфло.
    Петр Великий # ответил на комментарий Сильвестор Ротсев 9 марта 2011, 23:02
    Пусть я погиб у Ахерона
    И кровь моя досталась псам -
    Орел 6-го легиона,
    Орел 6-го легиона
    Все так же рвется к небесам.

    Все так же быстр он и беспечен
    И, как всегда, неустрашим.
    Пусть век солдата быстротечен,
    Пусть век солдата быстротечен,
    Но вечен Рим, Священный Рим.
    Петр Великий # ответил на комментарий Сильвестор Ротсев 9 марта 2011, 23:03
    Пот, кровь, мозоли нам не в тягость
    На раны плюй - не до того!
    Пусть даст приказ Тиберий Август,
    Пусть даст приказ Тиберий Август -
    Мы точно выполним его.

    Под палестинским знойным небом
    В сирийских шумных городах
    Калиг солдатских топот мерный,
    Калиг солдатских топот мерный
    Заставит дрогнуть дух врага.

    Сожжен в песках Ерусалима,
    В водах Евфрата закален,
    В честь Императора и Рима,
    В честь Императора и Рима
    Шестой шагает легион.
    Олег Бушуев # ответил на комментарий Петр Великий 9 марта 2011, 23:14
    Идеологический наркотик. Типа сдохнем в честь этого властолюбца. Щас.
    Петр Великий # ответил на комментарий Олег Бушуев 9 марта 2011, 23:24
    Песня хорошая.
    Вдохновляет.
    ))
    Петр Великий # ответил на комментарий Сильвестор Ротсев 9 марта 2011, 23:07
    И еще.
    "Для полного счастья человека необходимо иметь славное Отечество"
    (Симонид Кеосский V век до нашей эры)
    Константин Крашенинников # ответил на комментарий Петр Великий 10 марта 2011, 08:04
    Череду войн, ведущихся цивилизациями за мировое господство - Шпенглер называл "формой самоотрицания и гибели культуры" Однако же, сам он относится к таким войнам с "мрачным воодушевлением" (Т. Манн назвал так), и не видел для людей эпохи "цивилизации" более высокого смысла жизни, чем участие в таких войнах (См. "Годы решения. Германия и всемирно-историческое развитие", 1933).
    Александер Ходжаев # написал комментарий 9 марта 2011, 23:01
    Тот кто говорит "Россия для русских" просто придурки или провокаторы. В. В. Путин

    «Россия - для русских и по-русски»
    Александр III, государь император

    (Видимо русский император был обычная фашистская сволочь, однозначно можно судить по 282 ст. УК РФ.)

    «Национализм во мне столь естественный, что никогда никаким интернационалистам его из меня не вытравить»
    Менделеев Д. И., русский химик

    (Так могло бы прозвучать сегодня чистосердечное признание в прокуратуре, бедный старик был бы объявлен поклонником Гитлера, причислен к скинхедам, избит и брошен в тюрьму).

    «Я готов написать на своём знамени — Россия для Русских и по-русски, и поднять это знамя как можно выше»
    Скобелев М. Д., русский генерал, герой русско-турецкой войны

    (Тут всё понятно, просто фашист и провокатор разрушающий многонациональную страну как орёт Путин и придурки из движения "Наши")


    «Мы русские и потому победим»
    Суворов А. В., великий русский полководец

    (Заметьте без всякого упоминания про интернациональные отряды, даже сука не одного чукчу и малую народность не упомянул. Не то что сейчас послушать так только евреи ВОВ выиграли, а ведь тоже империя была. Фашистская морда вообщем этот Суворов
    Олег Бушуев # написал комментарий 9 марта 2011, 23:11
    Статья ставит целью найти пути оболванивания народа. Как сделать, чтобы заплести мозги и заставить народ считать белое чёрным и наоборот. Национальный миф- национальный обман . Чтобы сами себя пасли. Щас. Право наций на определение позволяет русскому народу образовать наконец русское национальное государство. Всё равно только на словах Россия великая, Только на словах она наша, а на деле русский народ- орудие и навоз для московской Орды.
    катя козлова # ответила на комментарий Олег Бушуев 9 марта 2011, 23:23
    Так чего проще-то?
    Пусть русские вернутся в границы РУСИ.... оставят в покое колонии.. бывшие и отпавшие, и нынешние, включенные в состав России.. и - вперед и с песнями..
    ура, товарищи?
    Петр Великий # ответил на комментарий катя козлова 9 марта 2011, 23:27
    Э-э-э...
    Эта.
    Дык, а штатникам-то - куды?
    И австралийцам тож...
    Токмо после них!
    катя козлова # ответила на комментарий Петр Великий 9 марта 2011, 23:28
    А зачем эта конфорнтация? мы же тут о судьбах РУСИ?
    Петр Великий # ответил на комментарий катя козлова 9 марта 2011, 23:36
    Что?
    Где?
    Какая конфронтация?
    Спокойно обсуждаем...
    Вроде, как починяем примус...
    ))
    катя козлова # ответила на комментарий Петр Великий 9 марта 2011, 23:31
    Кстати... "штатники" говоря о НАЦИИ не упираются в вопросы крови...
    Петр Великий # ответил на комментарий катя козлова 9 марта 2011, 23:37
    Ну да.
    Их больше интересует кожа...
    катя козлова # ответила на комментарий Петр Великий 9 марта 2011, 23:38
    это Вы про "цветных"? так там за слово "черный" можно сесть ....
    катя козлова # ответила на комментарий Петр Великий 9 марта 2011, 23:42
    это то же самое.. в переводе на ихнюю мову
    Ольга Тремус # ответила на комментарий Петр Великий 10 марта 2011, 07:45
    И скальпы (интересовали).
    михаил пронин # написал комментарий 10 марта 2011, 00:01
    хорошая статья!а про этносы и нации(ну типа славяне да татары)Д.И.Менделеев не был славянином, да и не мог назвать себя им,но при этом великий русский ученый,потомок негров ПУШКИН-это наше все,БАРКЛАЙ-ДЕ-ТОЛЛИ,БАГРАТИОН,русские полководцы.ПО ЭТОМУ РУССКИЕ-некоммунальная квартира разных этносов и народов зовущих всех в пещеры,а цельная,ясная и открытая для всех идея.великий образ-веера миров.ТЫ МОЖЕШЬ БЫТЬ -любой национальности,вероисповедания и политической окраски,ТЫ МОЖЕШЬ БЫТЬ РУССКИМ.Просто поверь в мечту,и делай будущее уже сейчас.
    Andrew Severniy # написал комментарий 10 марта 2011, 00:48
    Нации, я б сказал, создаются не толерантностью, а ПОНИМАНИЕМ друг друга.

    Отсюда и общность интересов появляется сама собою.
    ___________________________________________________
    Извиняюсь, но не читал статью, но ответил на её название КРАТКО!!!
    Андрей Yu # написал комментарий 10 марта 2011, 00:55
    "в советское время, какими бы мы ни были разными, было чувство принадлежности к великой державе."
    Хоть и Малашенко сказал, но именно так.
    Noqi Pavom # написал комментарий 10 марта 2011, 02:37
    Автор пишет: "Ответственность за создание политической нации лежит не на государстве и чиновниках, а на тех, кого принято называть интеллектуалами, на тех, кто формирует общественное мнение…" Ложный тезис: общественное мнение формируют именно чиновники, монопольно используя административный ресурс. Сравнивать интеллектуальную элиту России и США – верх лукавства: в США интеллектуальная элита свободно в самовыражении, у нас же самовыражается публично только лояльная чиновникам часть интеллектуалов. Ее призвание – служить не народу, а государству чиновников. Так автор, вольно или невольно, переваливает ответственность с больной головы на здоровую И толерантность культивирует не интеллектуальная элита, а государство чиновников, об этом можно судить по той, несопоставимой с другими частями страны, финансовой подпитке из госбюджета национальных (некоторых) окраин
    Михаил Медведский # написал комментарий 10 марта 2011, 05:27
    Вот что говорят умные и уважаемые люди о национализме

    Николай Николаевич Губенко, бывший министр культуры СССР, Народный артист России, художественный руководитель театра "Содружество актеров Таганки" (г. Москва) -- с 1994 г.; депутат Мосгордумы:

    РАЗРУШЕНИЕ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ ЯВЛЯЕТСЯ СИСТЕМНЫМ (Выступление Н.Н. Губенко)

    Для восстановления сплоченности народа, защиты его языка и культуры необходимо сильное национальное самосознание, то есть национализм. Не надо бояться этого слова. Без него теряет смысл русская всечеловечность.
    Валерий Скептик # написал комментарий 10 марта 2011, 07:58

    имхо
    статья - тупая

    "...Проблема России как нации заключается в том, что у нее до сих пор не сформированы новый исторический миф и новые общепринятые ценности, не поставлены цели, способные объединить граждан самого разного этнического происхождения..."

    не нужно заниматься Россией, надо заниматься человечеством
    объединять народы, а не людей

    ссылка на gidepark.ru
    Россию могут уничтожить в любой момент... так жить нельзя, согласны?

    ссылка на gidepark.ru
    Заниматься делами России бесполезно, глупо и самоубийственно...

    ссылка на gidepark.ru
    О "сверхдержавах" ("супердержавах")

    ссылка на gidepark.ru
    Главное сейчас - глобальные проблемы, а НЕ локальные

    • Регистрация
    • Вход
    Ваш комментарий сохранен, но пока скрыт.
    Войдите или зарегистрируйтесь для того, чтобы Ваш комментарий стал видимым для всех.
    Код с картинки
    Я согласен
    Код с картинки
      Забыли пароль?
    ×

    Напоминание пароля

    Хотите зарегистрироваться?
    За сутки посетители оставили 739 записей в блогах и 5249 комментариев.
    Зарегистрировался 71 новый макспаркер. Теперь нас 5028716.