Шараф Рашидов.К годовщине смерти.

    zhetkerbaj Dedegora написал
    0 оценок, 1856 просмотров Обсудить (33)
    31 октября 1983 г.скончался кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС,Первый секретарь ЦК КП Узбекистана с 1959 г,родившийся 6 ноября 1917 г.По рассказам знающих людей,в разгар "битвы за урожай"хлопка,когда к концу октября уже видна судьба ПЛАНА-будет выполнен или уже не будет,ему позвонил Ю.В.Андропов и спросил,как дела с хлопком.Рашидов бодро отвечает,всё идёт по плану,скоро выполним.Андропов требует уточнить,сколько РЕАЛЬНЫХ и сколько ДУТЫХ приписочных тонн хлопка будет нынче...Далее очевидцы говорят,находившийся тогда в Каракалпакстане,часть Узбекистана,Рашидов будто бы собрал свою свиту-делегацию ,попрощался и попросил у своего врача яду,принял и умер.Другие говорят,что после того разговора с Андроповым у него случился сердечный приступ.Он не дожил 6 дней до своего 66-летия.Похоронили его на одной из центральных площадей Ташкента,но через полгода визитом Е.К.Лигачёва началось"ХЛОПКОВОЕ ДЕЛО","разоблачившее Рашидова как источник всех зол,и перезахоронили его ...И.Каримов,нынешний Президент независимого от Москвы Узбекистана,в начале своего президентства считал его жертвой московского шовинизма,потом-сочли,что Рашидов -деятель ставленник советского империализма в Узбекистане,способствавший угнетению,разграблению Узбекистана Москвой.Ныне имя Рашидова ,похоже,вспоминают только историки.Молодёжь про него совсем не знает,точно так же,как в России стараются стереть имена Ленина-Сталина из истории и памяти под видом ...Да вчера же отмечали торжественно...День политрепрессированных.

    Комментировать

    осталось 1185 символов
    пользователи оставили 33 комментария , вы можете свернуть их
    апапп апапап # написала комментарий 30 октября 2010, 23:34
    не смотря на то, что жила в тот год в Узбекистане.. убей не помню смерть Рашидова.. в день смерти Черненко сбежали с хлопка, когда умерли Брежнев и Андропов тоже не забылось, а этого.. странно..
    zhetkerbaj Dedegora # ответил на комментарий апапп апапап 30 октября 2010, 23:42
    К.Черненко умер 10 марта 1985 г.(подсмотрел),а в марте "на хлопок"не ходят.,наверное,вы сбежали с хлопка 10 ноября 1982г,когда Брежнев - умер-самое сборочное время.Я выписывал газету ПРАВДА ВОСТОКА в Ленинград,и читал мемуары Каракалпакских деятелей того времени.
    апапп апапап # ответила на комментарий zhetkerbaj Dedegora 31 октября 2010, 00:18
    точно в марте не собирают.. каюсь ошиблась, но меня так шарахнули премией хорошо помню.. в ноябре - октябре 83-го это было.. а может это и был Рашидов?
    в 82-м я сидела с сыном в декрете и на хлопок попасть никак не могла..
    zhetkerbaj Dedegora # ответил на комментарий апапп апапап 31 октября 2010, 00:20
    Похоже на то...
    Adam Ember # ответил на комментарий апапп апапап 31 октября 2010, 11:39
    А йкогда министр внутренних дел покончил жизнЬ самоубийством двумя выстрелами в затылок, находясЬ в камере, помните ?..
    zhetkerbaj Dedegora # ответил на комментарий Adam Ember 2 ноября 2010, 17:36
    Вы не про Пуго?А про узб.МВД -не слышал.
    Adam Ember # ответил на комментарий zhetkerbaj Dedegora 2 ноября 2010, 17:57
    В то время из всех республиканских ЦК ежемесячно возили чемоданы с денЬгами в ЦК КПСС, это абсолютно достоверный факт. А из Узбекистана начали возитЬ золото в ювелирных изделиях, и это получило огласку. Прокурорская бригада из Ген.пр-ры СССР во главе с Гдляном и Ивановым вылетели в Ташкент и арестовали местного министра внутр.дел. НочЬю он в камере дважды выстрелил сам себе в затылок, чтоб не болтатЬ лишнего... :))
    zhetkerbaj Dedegora # ответил на комментарий Adam Ember 2 ноября 2010, 19:22
    Про Гдляна-Иванова наслышан-во время отпуска-тогда-я видел листовки -приглашения-призывы сообщать о нарушениях закона ,придя в такие-то места итд.Позже в мемуарах бывш.заключенные расценили это как насилие-репрессию Москвы.Никакой разницы между этим и российским "отмечанием"Дня политрепрессированных ежегодно 30 октября с проклинанием Сталина.Только в Узбекистане--уже успокоились--ежегодно ничего не"отмечают"про ТАКОЕ...
    Adam Ember # ответил на комментарий zhetkerbaj Dedegora 2 ноября 2010, 19:49
    ПомнитЬ всё надо, толЬко для этого сначала надо всё достоверно узнатЬ, объективно, а не сразу поддакиватЬ или отрицатЬ.
    zhetkerbaj Dedegora # ответил на комментарий Adam Ember 2 ноября 2010, 19:54
    Ну да--"Кто старое помянет-тому глаз вон,а кто ЗАБУДЕТ-тому оба""...Но ежегодно,ежемесячно,ежечасно как Сталина проклинают на Руси--это чересчур...
    Adam Ember # ответил на комментарий zhetkerbaj Dedegora 2 ноября 2010, 20:28
    У древних римлян было прекрасное правило - о мёртвых говоритЬ толЬко хорошо или вообще не говоритЬ о них, *о мёртвых или хорошо или ничего*. Для многих Сталин ещё жив, не важно им, что уже более полувека он физически не существует, вот они и славят или ругают его. Я же отношусь к этому вопросу лишЬ как к прошедшей эпохе той страны, в которой родилсй и рос, это история, которую надо знатЬ.
    zhetkerbaj Dedegora # ответил на комментарий Adam Ember 2 ноября 2010, 21:53
    А в моем Букваре 1955г на последней странице был маршальский портрет Сталина...
    Adam Ember # ответил на комментарий zhetkerbaj Dedegora 2 ноября 2010, 22:06
    Нет, у него выше было звание - генералиссимус. В то время ещё везде были его портреты, и у нас дома висел, пока Н.Хрущёв не велел убратЬ.
    zhetkerbaj Dedegora # ответил на комментарий Adam Ember 2 ноября 2010, 22:16
    Уважаю точность.Тогда картинка черно-белая,нарисованная,плохая печать,а помнится как сейчас.Потом в 1969-70 я еще раз полистал этот букварь в Публичной библиотеке на Фонтанке,36...
    Adam Ember # ответил на комментарий zhetkerbaj Dedegora 2 ноября 2010, 22:33
    Я долго хранил цветной портрет И.Сталина в раме, как памятЬ о прошлом, пока он не сгорел вместе с домом в *зимнюю войну*. Не ту, с финнами, у нас своя была в 1991-92г.г..
    zhetkerbaj Dedegora # ответил на комментарий Adam Ember 2 ноября 2010, 22:57
    Да,было много неладного в то время.Помню,спросили В.Кикабидзе,чтО он теперь поёт,он ответил--да что-то НЕ ПОЁТСЯ...
    Adam Ember # ответил на комментарий zhetkerbaj Dedegora 2 ноября 2010, 23:17
    Что было, то было, надо житЬ настоящим. У нас уже за полночЬ; всего доброго !
    zhetkerbaj Dedegora # ответил на комментарий Adam Ember 2 ноября 2010, 23:23
    Спокойной ночи.!
    dalaqazaq nl # написал комментарий 31 октября 2010, 00:07
    если честно... никаких положительных ассоциаций это имя не вызывает (((
    в голове вертится только "приписки"....
    zhetkerbaj Dedegora # ответил на комментарий dalaqazaq nl 31 октября 2010, 00:12
    Какие могут быть"положительные эмоции"к годовщине смерти человека,пусть даже"приписочника".Но он же не всю жизнь был таким.Участник войны,вернулся по ранению,журналист,писатель...живой человек был
    dalaqazaq nl # ответил на комментарий zhetkerbaj Dedegora 31 октября 2010, 00:24
    возможно и так...
    Жаке, что ж тут скажешь... разве что - иманды болсын...
    апапп апапап # ответила на комментарий dalaqazaq nl 31 октября 2010, 00:42
    это же по казахски.. кажется..
    dalaqazaq nl # ответил на комментарий апапп апапап 31 октября 2010, 00:45
    а Вы сможете объяснить разницу между казахским и каракалпакским?
    апапп апапап # ответила на комментарий dalaqazaq nl 31 октября 2010, 00:53
    не-а, но вот то, что это не по узбекски знаю точно..
    dalaqazaq nl # ответил на комментарий апапп апапап 31 октября 2010, 02:15
    казакша, дурыс айтасын... по-казахски, конечно же....
    просто казахский, как и каракалпакский относится к кипчакской группе тюркских языков, а узбекский к карлукской...
    апапп апапап # ответила на комментарий dalaqazaq nl 31 октября 2010, 10:27
    в таких тонкостях конечно не ориентируюсь, но по звучанию.. казахский грубее чем узбекский на слух..
    dalaqazaq nl # ответил на комментарий апапп апапап 31 октября 2010, 10:30
    ну да, ну да... скорее более жёсткий, гортанный и ж-окающий, а не й-окающий )))
    ну дык, и жизнь в Степи иная, чем на грядке у арыка...
    dalaqazaq nl # написал комментарий 31 октября 2010, 00:10
    Определенный переворот в клановой иерархии Узбекистана наступил после прихода к власти Шарафа Рашидова. Будучи выходцем, из Джизака, экономически и этнически тесно связанного с Самаркандом он заложил основу возвышения этой этнической группы в поздний советский и постсоветский периодах истории Узбекистана. В самом начале он проводит на ключевую должность главы Совмина сначала бухарца Рахманкула Курбанова (1961-1971 гг.), а затем другого «южанина» и земляка – джизакца Нармахонмади Худайбрдиева (глава Совета министров Узбекской ССР в 1971-1984 годах), председателем Президиума Верховного Совета (в 1970-1978 годах) при несомненно поддержке Шарафа Рашидова становится хивинец Назир Матчанов.
    При Рашидове влияние клановых отношений на внутриполитическую и экономическую жизнь страны значительно усилилась. Как утверждает Зураб Тодуа (научный сотрудник Центра цивилизационных и региональных исследований РАН) во многом из-за того что в 60-70 годы к управлению республикой активно стали привлекаться национальная техническая и творческая интеллигенция. Однако это было не главным явлением той эпохи.
    dalaqazaq nl # написал комментарий 31 октября 2010, 00:11
    Именно при Шараф Рашидове клановая система в Узбекистане принимает наиболее уродливые свои формы. Во всю развернулась система тотальной коррупции и чинопочитания, распустились пышным цветом байство и бастычство, каждый советский начальник сам себе бек в отдельно взятом «бекстве», то есть районе, области, колхозе. Так называемое «узбекское дело» было, призвано навести порядок в государственных структурах Узбекистана, а заодно отстранить от источников власти сильно укрепившийся самаркандско-бухарский клан. После смети Шарафа Рашидова в 1983 году, руководящие позиции в республике заняли представители ферганского клана – Инамжон Усманходжав, а затем Рафик Нишанов , развернувшие на волне инициируемой Москвой компании борьбы с мафией и коррупцией в Узбекистане всевозможные гонения на назначенцев Рашидова.

    http://vladislavvolkov.livejournal.com
    zhetkerbaj Dedegora # ответил на комментарий dalaqazaq nl 31 октября 2010, 00:32
    Горбачёв то же за год-полтора очистился от кланов и коррупционеров...Микоян говорил--чиновники--как стая ворон--прогонишь,разлетаются и опять садятся туда же.,а чиновников сокращаешь-сокращаешь,а они опять разрастаются еще больше...
    difan nl # написал комментарий 31 октября 2010, 00:13
    А похоронили его не " на одной из центральных площадей Ташкента", а на центральной, красной, где все парады и демонстрации проходили. Возле музея им. Ленина. И был постоянный почётный караул...
    zhetkerbaj Dedegora # ответил на комментарий difan nl 31 октября 2010, 00:24
    Не будучи ташкентцем-был там 2 раза в 1971-72 гг--не ручаюсь ,чтО центральнее центральной.Спасибо за замечание.
    • Регистрация
    • Вход
    Ваш комментарий сохранен, но пока скрыт.
    Войдите или зарегистрируйтесь для того, чтобы Ваш комментарий стал видимым для всех.
    Код с картинки
    Я согласен
    Код с картинки
      Забыли пароль?
    ×

    Напоминание пароля

    Хотите зарегистрироваться?
    За сутки посетители оставили 567 записей в блогах и 5200 комментариев.
    Зарегистрировалось 50 новых макспаркеров. Теперь нас 5029408.
    X