Антидеревенская проза

    Евгений Касьяненко написал
    10 оценок, 1277 просмотров Обсудить (41)

    То, что сегодня происходит в России, многим кажется непостижимой загадкой. Действительно, как же могло случиться, что значительная часть населения страны без особых социальных катаклизмов, фактически добровольно, согласилось перейти из положения, пусть зачастую и декларируемого, но равенства в свое нынешнее холопское состояние? А ведь свою нынешнюю холопскую сущность прекрасно осознают уже не только люди, работающие непосредственно на частного хозяина, но и государственные служащие, чьими руками укрепляется этот неправедный строй, и даже интеллигенция, осознавшая вся мнимость политических свобод при всевластии капитала.

    Так как же такое могло случиться? Для меня корень разгадки уже длительного господства ублюдочного капитализма в России содержится в крестьянской психологии большинства жителей России. России, которая хоть и прошла в ХХ столетии стремительный путь урбанизации, по-прежнему, психологически остается во многом крестьянской страной.

    В молодости мне довелось поработать и сельским журналистом, и редактором районной газеты. Выходцы из села, зная об этом, с удовольствием заводят со мной разговоры о деревенской жизни. Предаются ностальгическим воспоминаниям о своем «посконном и домотканом» детстве, овеянном ревом коровы в материнском сарае, гоготом гусей и отдыхом на берегу заляпанной навозом тихой речушки. Да, что и говорить, в молодости и водка была слаще, и женщины красивее. Однако, наши совместные вздохи о былом качестве деревенской самогонки тут же и заканчивается, а порой переходит в агрессивную враждебность, стоит мне сказать об извечном «идиотизме деревенской жизни» (автор этого выражения – Карл Маркс).

    Усилиями нескольких поколений наших писателей-деревенщиков о деревне сложено множество мифов. И главный из них – конечно же, о непосильном крестьянском труде. Но, странное дело, проработав на селе десяток лет, я никогда с этой «непосильностью» не сталкивался. Да, в отличие от горожанина, крестьянин проводит на работе с перерывами почти весь световой день. Но труд этот в единицу времени вовсе не так интенсивен, как труд заводского рабочего, строителя или, скажем, шахтера. Те, кого труд «от зари до зари» не устраивает, давно уже перебрались в город и работают шоферами или у станка.

    Второй миф – о нищете деревни. Сейчас деревня действительно обнищала, но вот в советское время – уж извольте. Кто в те времена был способен купить кооперативную квартиру в городе за немыслимые для горожанина 10-15 тысяч советских рублей? Почти исключительно выходцы из села. А куда шел основной поток легковых машин? На село. И всё это под нескончаемые стенания о трудной крестьянской доле.

    Правда, я говорю о нашем донском селе. И если уже в те времена в Средней полосе России предпочитали на селе пить самогон, а не работать, то отсюда и нищета.

    У многих потомственных горожан существует устойчивое негативное отношение к селу. И родилось оно не на пустом месте. Крестьянин, попав в город, ведет себя как завоеватель. Кто первый стал таскать городским медицинским светилам подношения, сначала продуктовые, а потом и в конверте? Крестьянин. Кто первый додумался до того, что можно подкупить преподавателей вуза, чтобы пристроить туда сына? Крестьянин. Кто первый стал покупать должности в органах власти? Тоже крестьянин.

    Причем, заметьте, это можно даже проследить по нашей «деревенской» прозе – подобные действия крестьянская психология не осуждает. Ну, схитрил. Так ведь надо же было «бедному» крестьянину как-то уровнять свои жизненные шансы с горожанином…

    Мы – единственное «цивилизованное» государство на Земле, где лишь в середине прошлого столетия произошел очень быстрый, в три раза быстрее, чем в остальном мире, процесс урбанизации, «огорожанивания» страны.

    Для промышленно развивающихся стран Западной Европы и Северной Америки, с которыми так любят нас сравнивать «демократы», он проходил значительно раньше, с конца 18 и до начала 20 века. Так, среди жителей Англии уже в середине 19 века горожан было половина, а в начале 20 века — уже 75 процентов. Мы же этого состояния достигли лишь к концу советской эпохи.

    Эта статья наверняка вызовет немало критических откликов даже среди тех людей, которые были вполне согласны с большинством моих предыдущих выводов о печальном состоянии нашей страны в настоящее время. Потому что одно дело – констатировать факт, что в основе глубочайшего духовного и экономического кризиса государства лежат навязанные ему частнособственнические отношения, и совсем другое - объяснить причины, в силу которых для народа России оказалось возможным в течение века «прогуляться» в социализм и вернуться в свое убогое капиталистическое прошлое. Иначе говоря, почему для нашей нации, или, по крайней мере, для существенной её части, оказалось возможным с невероятной легкостью отказаться от идей социализма и поменять их на старую как мир концепцию жизненного достатка? (То, что, фактически, этот достаток оказался для многих недостижим – вопрос второй, но «революция» 1991 года совершалась именно под лозунгом потребительского достатка или, грубо говоря, «чтобы у нас было как на Западе»).

    Корень таких фантастических метаморфоз, на мой взгляд, - в изначальной деревенской психологии большинства россиян. Да, да, и сегодня. Эту изначальную психологию деревни порой бывает невозможно изменить, даже если человек в дальнейшем стал доктором философских наук или …первым и последним президентом СССР.

    Когда речь идет о кардинальной смене убеждений, как это случилось со многими в 1991 году, уже мало констатации, что полки магазинов в последнее советское десятилетие были девственно пусты, что царил бюрократический произвол, что сами правители последних лет, исключая разве что Андропова, вовсе не были образцом несгибаемых коммунистов. Да, всё это было, но разве этого достаточно, чтобы человек сменил свои взгляды на прямо противоположные? Убеждения трудно сменить, когда они ЕСТЬ. А были ли они реально у многих?

    Например, для меня самого и для многих моих товарищей переворот 1991 года явился подлинной трагедией, крушением всего, чем мы жили. Для других же – всего лишь щекотавшей нервы переменой «правил игры», и не более того. Для третьих и вовсе – праздником.

    Почему это случилось?

    Только не нужно в серьезном разговоре подсовывать простенькие объяснения этому, мол-де, для одних социалистический уклад жизни был выгоден, они при нем процветали, а другие – нет, иначе мы никогда не поймем истины.

    Чем, к примеру, социалистический строй мог быть выгоден конкретно для меня? Материально – ничем. Мне 62 года, из которых сорок два я прожил при социализме. Если говорить о материальном достатке, то мой достаток почти никогда раньше не поднимался выше среднего по стране. Парадоксально, но «грёб деньги лопатой» я только в самом юном возрасте, когда приехал после школы на строительство Нурекской ГЭС в Таджикистан и работал там проходчиком. А потом, получив два высших образования, я никогда даже и близко не подбирался к своим нурекским заработкам. Ни работа в газете, ни работа инструктором облисполкома с окладом 220 рублей – никакого жирного куска не сулила.

    (Забавно, кстати, вспомнить о так называемых «привилегиях», на борьбе с которыми «демократы» и выбились в дамки. Были, были эти «привилегии». Проработав несколько месяцев в облисполкоме, я вдруг обнаружил, что по своей должности – заместитель заведующего общим отделом – имею право посетить подвал облисполкома, где торговали всякой дефицитной жратвой для «избранных». Ринулся туда и оставил в подвале полполучки – купил вяленого леща, курицу, копченую колбасу. Дома меня ждал скандал. Мать сказала, что вместо продуктов с ресторанной наценкой, а именно таковы были цены в подвале, ей дешевле это было купить на рынке. А наличие подвала в облисполкоме, столь ненавистного обывателям, объяснялось очень просто – большинство ответственных работников второго по значимости учреждения в области – проводили на своем рабочем месте по 14-15 часов день. Когда же им ходить на базар?)

    Итак, как говорится, не надо ля-ля. Большинство при социализме жило примерно одинаково. Если лучше других жил шахтер или профессор, то только потому, что это был самый тяжелый труд. (Разумеется, я не говорю про современных «профессоров», неимоверно расплодившихся за последние двадцать лет). И еще – я, разумеется, не говорю об армии несунов и откровенных воров, которых всегда много и которые, естественно, в любом обществе живут лучше остальных.

    Речь сейчас не о прямом воровстве, а о социальной психологии, о побудительных причинах, заставивших нас свернуть со «столбовой дороги социализма». И вот тут, в следующей своей фразе, я вступлю в непримиримую полемику с многими, потому что для меня ответ на этот вопрос кроется, главным образом, в крестьянском мировоззрении значительной части моих сограждан, даже тех, кто считает себя давно и безусловно горожанами.

    Поскольку процесс урбанизации крайне важен для понимания моих дальнейших рассуждений, сделаю выписку из Википедии:

    «В 1926 г. доля горожан в населении СССР составляла 18 % (на уровне 1913 г.), но с началом индустриализации и коллективизации начался их неуклонный рост: в 1940 г. — 33 %. Городское население росло и в годы Великой отечественной войны. Темпы урбанизации в СССР превосходили в 2-3 раза показатели западных стран в соответствующие периоды. С 1950 по 1989 г. городское население увеличилось на 120 млн человек. По сути, на территории СССР «появилась» дополнительно еще одна страна (в 1913 г. население России составляло 159,1 млн человек, из них селян – 131 млн), что не могло не вызвать ряда серьезных проблем социально-экономического характера. Изменился и род занятий сельского населения. Если в 1926 г. для 93,6% всего населения деревни источником существования было сельское хозяйство, то к 1990-м гг. – только для половины. К моменту распада СССР в агломерациях было сосредоточено 4/5 горожан. Можно отметить и попытки ограничить рост больших городов и осуществить переход к единой плановой системе расселения с опорой на развитые города, что удачно осуществлялось в Литовской и Белорусской ССР. Для Советского Союза, как и для многих развивающихся стран, характерен и процесс рурализации — насыщение городской культуры сельской, традиционной за счет мигрантов из села.

    Следует отметить, что темпы урбанизации в РСФСР были гораздо выше, чем в среднем по СССР. Городское население на конец 1991 г. составляло 109,7 млн человек, или 74 %, а сельское – 39 млн, или 26 %. В 1926 г. в больших городах (свыше 100 тыс. чел.) проживало около 36% горожан, в 1959 г. – 49%, в 1999 г. – 67%. В 1999 г. в России было 285 больших городов. Особенно быстро росли миллионные города: в 1959 г. их было 3, в 1970 г. – 10, в 1980 г. – 20, 1999 г. – 22. С 1959 по 1999 г. их население возросло с 14,7 до 39,6 млн. человек, или с 10,1 до 22,3% от городского населения страны. Сейчас по доле горожан (73%) Россия находится на среднеевропейском уровне.

    До 1990-х годов Россия была страной классической урбанизации: в ней увеличивалось городское население и сокращалось сельское. С начала 1990-х гг. наступил новый этап. За последние 1990-2000 количество городских поселений сократилось более чем на 10%, численность городского населения на 3,5%, а доля городского населения на 0,9%. Это похоже на субурбанизацию в западном мире, когда преимущественное развитие получает ближайшее окружение городов. В России же признаки субурбанизации отмечаются вокруг Москвы, Санкт-Петербурга и ряда крупнейших городов, а в целом по стране наблюдается дезурбанизация, т.е. сокращение городов, что связано с системным социально-экономическим кризисом. С 1990-х годов образование новых городских поселений практически прекратилось, и доля горожан сократилась в 44 регионах страны. Начался процесс «расползания» больших городов, роста и благоустройства в них сферы услуг; обострились проблемы общественного и социоприродного развития, особенно экологические и транспортные».(Википедия).

    Начав писать эту статью, я еще раз перечитал ленинские работы о крестьянстве, пытаясь взглянуть на них непредвзятым, очищенным от советского догматизма взглядом. И пришел к крайне удивившим меня самого выводам: Ленин …очень противоречив в своих оценках крестьянства. Говорю это как человек, для которого имя Ленина свято.

    Изначально Ленин, как и Маркс, видел в крестьянстве только одно – реакционную буржуазную массу, враждебную целям пролетариата. Да и разве мог он иначе воспринимать крестьян после провала русского народничества. Наивные и в чем-то святые люди, народники шли «в народ», стремясь открыть ему правду о чудовищной несправедливости царизма. А их, в лучшем случае, этот народ сдавал полиции, в худшем – забивал до смерти. Иллюзорные представления о крестьянстве мгновенно закончились. Крестьянин – собственник по своей природе, и Ленин это прекрасно понимал. Понимал и тогда, когда стал главой государства. В своей речи в Московском совете 23 апреля 1918 года он сказал: "Мы имеем одного чрезвычайно опасного тайного врага, которые опаснее многих открытых контрреволюционеров, ...враг этот - стихия мелкого собственника" (т. 22, с. 432).

    Но Ленин всегда был абсолютным прагматиком, то есть исходил из постулата, что политика – это искусство возможного. Потому-то и был принят большевиками вовсе не марксистский принцип национализации земли, а эсеровский лозунг о её социализации, очень сомнительный лозунг - «Земля – крестьянам». Потому-то в 1919 года на VIII съезде РКП Ленин говорил: "Нет ничего глупее, как самая мысль о насилии в области хозяйственных отношений среднего крестьянина. Задача здесь сводится не к экспроприации среднего крестьянина, а к тому, чтобы учиться у крестьян способам перехода к лучшему строю и не сметь командовать! Вот правило, которое мы себе поставили" (т. 24, с. 168).

    Это, конечно же, была вынужденная тактика. И только Сталин осуществил ту последовательную коммунистическую политику в отношении крестьянства, которую его предшественник осуществить не смог. При всей своей жестокости, сталинская коллективизация, как мне кажется, вовсе не ставила своей первоочередной целью увеличение товарности сельскохозяйственного производства, насыщение растущих городов продуктами. Эту задачу можно было решить и десятком других способов. Нет, Сталин сознательно уничтожал крестьянство как класс, превращая его в сельскохозяйственный пролетариат, то есть, по своей сути, выполняя ту задачу, которую не успели сделать в России ни капитализм (Столыпин), ни Ленин. Это только нынешним недоучкам-демократам кажется, что Столыпин и Сталин – антиподы. Но, в сущности, они делали одно и тоже дело, только на разных этапах развития общества.

    Сталин, абсолютно уникальный в нашей истории человек, с невероятной последовательностью и жестокостью за считанные годы провел урбанизацию СССР, для которой потребовались бы поколения других правителей. Когда ему понадобилось для этого половину страны превратить, по сути дела, в крепостных, он и это легко осуществил, отняв у селян паспорта. И параллельно, независимо от этого, шел бурный рост городов, хотя в них перетекало ровно столько вчерашних крестьян, сколько было нужно Сталину.

    …Странные люди, наши демократы. Полвека ломают голову: зачем это было нужно Сталину? На шизофреника вроде не похож, а тогда зачем крушить судьбы миллионов людей? Но ведь Сталин много раз сам шутливо отвечал на этот вопрос: «Я еще буду пить чай при коммунизме». Коммунизм строил Сталин, вот и всё объяснение. Своими варварскими методами, но строил. Как чуть позже это стал делать Мао, развязав «культурную революцию». Правда, портрет Мао до сих пор весит в каждом китайском учреждении, а портреты Сталина мы постарались изничтожить.

    Ему не хватило, как я считаю, лет десяти-пятнадцати, чтобы сделать процессы коммунизации страны необратимыми, чтобы экономически задавить остальной капиталистический мир, а потом начать то, для чего, собственно говоря, и затевался весь этот сыр-бор в 17-м – жить по-коммунистически.

    Я отношусь к случившемуся уже без нестерпимой горечи, скорее, по-философски: ну, не получилось у нас, у других получится. Получится у Ху Цзиньтао, либо у Обамы, либо у Чавеса, либо у их преемников – какая, в конце концов, разница для человечества? Прогресс неизбежен и однозначен в своем поступательном движении. А Россия уже столько сделала для грядущего светлого будущего всего земного шара, что может и слегка отдохнуть …в своем капиталистическом дерьме.

    Но всё же любопытно: почему это случилось именно с нами? Где мы споткнулись?

    Споткнулись мы на мелкобуржуазной, по классическому определению, крестьянской психологии. Только на этом, смею вас уверить. А Путины, Медведевы, вкупе с Абрамовичами и Дерипасками – лишь флагманы этой самой частнособственнической психологии деревенского «кугута». «Хазява», как говорят у нас на Дону в станицах.

    Урбанизация страны – процесс длительный. Для этого вовсе не достаточно, чтобы половина или больше населения страны формально порвала с сельским хозяйством, перейдя работать в город. Для этого нужно оборвать все корни такой психологии, связывающие человека с деревней, диктующие поступать ему так, как велит инстинкт собственника.

    Но практически сразу после смерти Сталина крестьянская психология одержала победу в СССР. Бывший пастушок Хрущев, землемер Брежнев, конечно же, никакими пролетариями не были, а уж тем более интеллигентами. Вспомните хрущевские эксперименты с сельским хозяйством. Ну, скажите, какому горожанину - рабочему или интеллигенту - пришло бы в голову мысль думать, что он разбирается в сельском хозяйстве? А вот Хрущев был в этом уверен. Мне в нашем Зерноградском районе рассказывали, как он гонялся за академиком ВАСХНИЛ по полю с початком в руке, заподозрив того в саботаже партийных инструкций.

    Дело тут не в личных качествах Никиты Сергеевича, а в особенностях его изначальной жизненной позиции. У селянина всегда и на всё есть готовый ответ. Таким уж его сделала сама крестьянская жизнь. Иначе на селе не выжить. Когда лошадь и соху в деревне сменил трактор и комбайн, сельский парень с легкостью на них пересел, зачастую даже толком не понимая, как работает двигатель внутреннего сгорания. И вот результат. Меня всегда удивляло, почему сельские механизаторы всю зиму пропадают в мастерских совхозов и колхозов? Оказывается, они чинят технику. То есть буквально так: десять-пятнадцать дней летом комбайнер работает на комбайне, а потом зимой его же четыре-пять месяцев чинит. Казалось бы, за такой срок можно с завязанными глазами пять раз разобрать и снова собрать машину до последнего винтика. Однако, чинят (или пьют самогон, что одно и тоже). Созданные же Сталиным МТС быстро похерили, еще в 1957 году.

    Другой пример, еще более яркий: все цифры урожаев и надоев в советское время были сплошной фикцией и все об этом знали. Схема была очень простой, примитивной: допустим, по отчетности под пахотой в совхозе занято половина площадей, остальное – неудобья, леса, водоемы. В реальности же распахивается всё, что можно – склон возле реки до самого берега, склон оврага до самого обрыва. Реки, естественно, гробились химикатами, овраги росли, потому что никак не были укреплены. Зато в отчете за счет неучтенных площадей нагоняется рекордная урожайность. Тоже самое с высокими надоями за счет неучтенных буренок.

    Могут спросить – а причем здесь селяне, если их же якобы заставляли так поступать?

    Да чепуха это всё! Кто их мог заставлять, если они сами и были в 80-е годы властью на всех уровнях? После Сталина, когда суть партийной демократии была уже выхолощена, диктатура пролетариата отменена, начала действовать очень простая схема кадрового резерва и выдвижения: все территориальные парторганизации как бы уровняли в правах. Грубо говоря, парторганизация трехсоттысячного города имела едва ли не такой же голос в партийных органах области, как и парторганизация крохотного сельскохозяйственного района с населением 10 тысяч человек. Но ведь количественно сельских территориальных парторганизаций было в три раза больше (хоть коммунистов в них многократно меньше). В результате в эти годы случилось то, что и в страшном сне не могло присниться ни Ленину, ни Сталину: сельские кадры стали стремительно вытеснять из руководящих органов горожан. Даже в городе.

    По моим оценкам, до 70 процентов последнего состава аппарата Ростовского обкома, горкомов и райкомов КПСС составляли выходцы из села. Хотя сама наша область уже была глубоко индустриальной, урбанизированной.

    И вот эти-то ребята, очень неплохие за праздничным столом, но инфантильные в политике, оказались тем «приводным ремнем партии», который был полностью не готов к малейшей дискуссии с «демократами». Они дали слабину и лопнули, а за ними лопнула и КПСС, и государство.

    Типичным проявлением деревенской психологии, на мой взгляд, является, поведение Крестьянской партии, которая, потоптавшись некоторое время на левом фланге рядом с КПРФ, затем всё же облегченно рухнула в объятья «Единой России».

    И последнее. Самым ярким проявлением крестьянской мелкобуржуазности в коммунистическом движении для меня является, конечно же, Михаил Сергеевич Горбачев. С трудом подавляя смех, прочел на днях его воспоминания о Съезде народных депутатов в 1989 году. «Мы, конечно, не думали… мы не предполагали …нас обманули…» и т.д. Так и не понял человек, что его назначали на высокий пост для того, чтобы думал и предполагал…

    Я – горожанин, и хоть прожил на селе десяток лет, ни малейшего пиетета у меня сельская жизнь не вызывает. Хотя это вовсе не мешает мне, к примеру, считать Василия Белова или Валентина Распутина величайшими из ныне живущих писателями России. Кстати, самое яркое и талантливое художественное произведение последних лет – нашумевшая повесть Захара Прилепина «Санькя», если глубоко задуматься, очень хорошо передает звериный вой крестьянина, которого лишили его естественных корней. Ведь главный герой повести – Саша Тишин, несмотря на всю свою внешнюю начитанность и умствования, кровь от крови деревенский. Но коли сегодняшняя деревня гибнет в мучительных судорогах, в этом, как не ужасно звучит, есть что-то обнадеживающее для будущего страны.

    Комментировать

    осталось 1185 символов
    пользователи оставили 41 комментарий , вы можете свернуть их
    Tatiana Rodionova # написала комментарий 11 июня 2010, 19:41
    Все верно,но можно написать короче,что вся власть была из деревни! Вот и живем,все в одной большой деревне,как холопы,ждем пока кинут огрызок доесть.
    Георгий Cолнца # написал комментарий 12 июня 2010, 10:12
    Интересен оптимизм автора.
    Дождёмся гибели сегодняшняя деревня!
    И будем поминать её машинным маслом...
    К сожалению, о будущем так ничего не сказал.
    Видно, что не видит.
    Сергей Юдин # ответил на комментарий Георгий Cолнца 12 июня 2010, 11:50
    ==К сожалению, о будущем так ничего не сказал. Видно, что не видит==
    А вы видите? Поделитесь, пожалуйста, своими откровениями. Ибо я будущего у РФ тоже не вижу.
    Юрий Биглов # написал комментарий 12 июня 2010, 10:49
    И я так думал в 80-х. Так что, такое представление - естественный результат применения советского марксизма-ленинизма к поздней советской действительности. А вот почитав работы Кара-Мурзы, был вынужден несколько изменить расстановку акцентов. Кара-Мурза утверждает, что успехи СССР держатся на полном действительном отказе от марксизма при сохранении коммунистической риторики. Этот отказ - в пользу общинных основ русской цивилизации, корни которой - в русской деревне. А последующий крах - это как раз результат размывания общинного фундамента, логичный результат урбанизации и начальной глобализации.
    Евгений Касьяненко # ответил на комментарий Юрий Биглов 12 июня 2010, 11:17
    Я был бы удивлен, если бы среди читателей оказалось менее двух третьих сторонников "посконной, домотканной". Но поживем - увидим. А у Кара-Мурзы всё же несколько сложнее.
    Юрий Биглов # ответил на комментарий Евгений Касьяненко 12 июня 2010, 18:55
    Я не считаю себя сторонником "посконной, домотканной". Просто приходится смотреть на действительность прямо, а не через призму научного коммунизма. Конечно, у Кара-Мурзы все "несколько сложнее". И также "конечно", провозглашаемая особость русской цивилизации на наших глазах растворяется в глобализированном мире. И нет пути назад. Так ведь и Вы в своей статье говорите о прошлом, а не о будущем. А интереснее посмотреть, нет ли какого-нибудь положительного влияния нашей особости на перспективы России. Горожане во втором-третьем поколении - как они сыграют следующий тайм?
    Георгий Cолнца # ответил на комментарий Юрий Биглов 12 июня 2010, 16:13
    Вы, правы, каких перспективных горизонтов можно ожидать от всю жизнь проработавшего на мясокомбинате?
    Да, ещё добившегося звания "лучший забойщик"!
    Точить ножик. Вечером - пиво перед хохочащим "очком"...
    И спокойно заснуть, считая, что сделал "своё дело?"
    Желаю счастья
    ал ю # написал комментарий 12 июня 2010, 15:44
    Евгений, Ваша статья талантлива и понятна. О "крестьянском" поведении в городе особенно интересно. Но возникает 2 вопроса:
    1. Почему Вы считаете свою (маркса, ленина) точку зрения на общественный уклад ЕДИНСТВЕННО ПРАВИЛЬНОЙ и подкладываете под ее насаждение миллионы жизней, более того, АБСОЛЮТНОЕ БОЛЬШИНСТВО населения России. Разве люди не имеют право ВЫБОРА? Право на свое маленькое счастье (пусть вы его и называете мелкобуржуазным и ничтожным).
    2. Почему нынешние Донские коммунисты - это взрослые дети, профессиональные критиканы-бездельники?
    Евгений Касьяненко # ответил на комментарий ал ю 12 июня 2010, 18:54
    Как говорил один герой, вопрос, конечно, интересный. Отвечаю развернуто.
    1. Любой человек, разумеется, имеет право на свое маленькое, пусть и мелкобуржуазное, счастье. Но беда-то в том, что добившись по отдельности (не все, конечно, но значительная часть) права на свое личное счастье (иномарка у подъезда, путевка на Кипр или даже во Францию, 2-этажный дом и дача), мы разгромили страну и откинули её в развитии на десятки лет. Вся экономика держится на "трубе", которая не вечна, три четверти продуктов ввозится, полный упадок культуры, которая скукожилась до "попсы" и так далее, вплоть до двух миллионов беспризорных детей и минусовой рождаемости в течении 20 лет. Это цена счастья? Мне оно не подходит. Представьте только на секунду, что завтра бензин и газ станет не нужен, а дело к тому идет. Это означает, что для России наступит уже 100-процентная нищета, которая в 70-80-е годы и не снилась. Сегоднешнее внешнее благополучие немногих держится на ограблении нашего же будущего.
    2. Теперь обо мне. Поверьте, мне последние годы очень бы хотелось заняться чем-то более серьезным, чем выпуск книжек графоманов, которыми я кормился последние годы. Но чем?
    Евгений Касьяненко # ответил на комментарий Евгений Касьяненко 12 июня 2010, 19:04
    Продолжение. Не раз и не два меня хотели назначить редактором разных донских приложений к центральным изданиям. Всё же редактор я - высшей квалификации. Но в последний момент, люди, которые меня продвигали, что-то невнятно бормотали и извинялись. Ясно, откуда "дул ветер" - из нашего "Белого дома". Существует жесткий запрет на профессии для таких, как я, хотя с КПРФ я мирно распрощался еще в 1994 году. Хотя и остался коммунистом, просто у меня и Зюганова разные взгляды на коммунизм. Вы думаете, сегодня в стране мало таких, как президент Чехии драматург Гавел, которые при социализме работал лесником? Да пруд пруди. И еще, я вовсе не унываю. Мое время придет. Оно всегда приходит. А в этой стране, с 18 годами "персоналки" (вы знаете, что это такое, это адский труд по 14-16 часов) я даже не заработал "ветерана труда". Ну да как нибудь переживем. Это не война.
    Александр Хавчин # ответил на комментарий Евгений Касьяненко 12 июня 2010, 21:57
    Евгений, с большинством Ваших выводов я согласен. Но - с болью сердца. Ведь крестьянская община, со всеми ее добродетелями, воспетыми Златовратским, и пороками, разоблаченными Николаем Успенским, есть душа исторической России, с ее особым путем, исконностью-посконностью и уникальной духовностью. Национальный характер русский можно назвать мелкобуржуазным, а можно - общинно-коллективистским. И полное разложение общины, которое ты констатируешь, - не знаеменует ли полное перерождение России, какой мы ее знаем и любим?
    По частностям: "работа почти весь световой день" - это недолгими периодами, "разгар полевых работ". Гегель сводил разницу национальных характеров западноевропейца и русского к различию характера земледелия: размеренный труд с марта по ноябрь - либо крайнее напряжение с мая по сентябрь с последующей релаксацией.
    Как Сталин мог экономически задавить капитализм через 10-15 лет. Из каких статистических данных эта уверенность вытекает?
    Евгений Касьяненко # ответил на комментарий Александр Хавчин 12 июня 2010, 22:08
    Начну с конца. Простая экстраполяция темпов развития СССР в послевоенные годы при Сталине показывает, что капитализм бы он успел задавить за 10-15 лет. Индустриальная эпоха тогда еще не закончилась и в ней он был сильнее противника. Россия (внутренне) не может изменится за 20-30 лет. На это нужно столетие, как минимум. А сейчас как раз объективно приходит её время - время умных, где ум будет важнее размеренного труда. Кстати, российский ум - это обратная сторона её же попеременного лежания на печке. Недаром именно у нас есть сказка про Емелю. Так что, если уберем воров, то мы, русские, не пропадем (как, впрочем, и евреи).
    Евгений Касьяненко # ответил на комментарий Евгений Касьяненко 12 июня 2010, 22:43
    ЗЫ. Чтобы меня не обвинили в великодержавном шовинизме, добавлю, что русский ум происходит из объективных факторов - смешения кровей множества национальностей и даже двух рас - белой и желтой.
    ехидна i # ответил на комментарий Евгений Касьяненко 13 июня 2010, 09:08
    У вас уши деревни торчат, горбатого сиречь деревенского что может исправить?
    Евгений Касьяненко # ответил на комментарий ехидна i 13 июня 2010, 10:29
    Забавно. До 25 лет я в деревне не жил ни одного дня.
    ехидна i # ответил на комментарий Евгений Касьяненко 13 июня 2010, 16:23
    Ага забавно сочиняте о тех кого не знаете.
    В детстве ихназывали фантазёрами Гоголь щелкопёрами.
    ал ю # ответил на комментарий Евгений Касьяненко 13 июня 2010, 12:37
    1. По первому вопросу. Да. Мы живем за счет трубы (как и при советской власти). Но если эта "малина" резко закончится, то именно "крестьянская психология" спасет от голода в переходный период. И есть ли "абсолютная справедливость"? Насчет работы в газетах.
    В Белом доме - новый "ветер". Все может измениться :)
    2. Судя по всему ваше кредо - восстановить "Советскую власть". Вам не кажется, что для этого гораздо реальнее совершенствовать с трудом сложившуюся политическую систему, чем десятилетиями создавать новую и (еще унылее) поддерживать кпрф разлива - 2010.
    Евгений Касьяненко # ответил на комментарий ал ю 13 июня 2010, 13:08
    Вы спорите сам с собой, а не со мной. За счет трубы мы в советское время развивали экономику, сейчас просто выживаем. Две большие разницы, как говорят в Одессе. А спасет нас, как всегда, не "крестьянская психология", а крупное машинное производство сельхозпродукции в штате Калифорния (США).
    В Белом Доме всё изменится? Ха-ха. Посчитайте сами, сколько ступенек служебной лестницы отделяло в советское время первого секретаря захудалого сельского района от первого секретаря мощной области. Минимум пять. Так чего Вы ждете от вульгарного блата?
    ал ю # ответил на комментарий Евгений Касьяненко 13 июня 2010, 16:45
    1. странно... откуда неспровоцированная агрессия?
    я не спорю, просто поинтересовался, что вы предлагаете, кроме критики? о калифорнии нам бессоновы расскажут.
    2. да, кадровая политика, надо признать, подразвалилась. и хотя, насчет "захулдалого района " в нашем случае вы хватили... Бог с ним.
    Более опытных опробованных людей уже не будет, время потеряно. Поэтому и возник вопрос о совершенствовании сегодняшего дня. ведь многие люди не хотят никуда уезжать, а от брюзжания легче не становится...
    Евгений Касьяненко # ответил на комментарий ал ю 13 июня 2010, 17:27
    Так ответы же известны. Когда дело швах, нужно создавать "точки роста". Это вне зависимости от социального строя. Или, как говорил классик, найти решающее звено и с его помощью вытянуть всю цепь. Так неужели Вы серьезно думаете, что нынешняя власть это способна осуществить? Когда, к примеру, на нанотехнологии ставят самого популярного жулика в стране? И тому подобное. Это игра в модернизацию, поэтому она и не находит ни малейшего отклика в душах людей. А побрюзжишь - авось допечет и народ выйдет на улицы. Иного-то пути нет.
    ал ю # ответил на комментарий Евгений Касьяненко 13 июня 2010, 17:53
    ну выйдет...
    ну разгромит...
    ну дорвутся... еще большие недоучки... озлобленные и малограмотные.
    еще десять лет национального позора?
    это путь? вменяемых людей (а таких большинство, в т.ч. и во власти) можно убеждать и без этого.
    или по вашему все толковые остались "за бортом"?
    Бог-отец А.Н. # ответил на комментарий Евгений Касьяненко 15 июня 2010, 20:45
    К всеобему несчастию, вот как раз вот ЭТО вот -- ВОЙНА!..
    Владимир Малиновский # написал комментарий 13 июня 2010, 01:02
    В российском крестьянине имеется существенное противоречие. С одной стороны он - вроде бы общинник, а с другой имеет своё личное подворье и при наличии земли обладает полным циклом сельскохозяйственного производства, которое делает его единоличником и наделяет мелкобуржуазностью. При определённом успехе, а скорее всего при большом количестве обрабатываемой земли, мелкобуржуазный крестьянин может позволить себе нанять батраков и трансформироваться в сельскую буржуазию (кулака). И не случайно Ленин пытался преодолеть это противоречие, предлагая сохранить общину в виде "строя цивилизованных кооператоров" (" О кооперации") и подавить мелкобуржуазность в крестьянской среде (прошу не путать с горбачёвской трактовкой Ленина). Потуги сегодняшней власти создать сельскую буржуазию (кулака-фермера) не увенчались успехом, а лишь способствовали уничтожению сельскохозяйственного производства. Чем закончится следующий этап "реформирования" сельского хозяйства, выражающийся в завозе городского буржуя в качестве владельца земельных угодий тоже пока не ясно. Ясно только одно: у российской власти нет времени, чтобы долго экспериментировать в этой области. Опасно!
    студент ybnn # написал комментарий 13 июня 2010, 08:58
    Автор, вы замечательно себя, деревенского жителя перехал в город описали, городской из вас так и не получился! Кресьянин воет у него есть причина а у вас?
    Мечту нахлебника плюнуть в лицо кормильцу, осуществляете?
    Объектиность, большие города во всём мире, не вопроизводят своё население, вополняют за счёт деревни!
    Своих деревень нет, восполняется за счёт деревень других стран, вы это сейчас видите?
    Евгений Касьяненко # ответил на комментарий студент ybnn 13 июня 2010, 10:36
    Извини, студент, но ты не понял главного. Как уже выше написал, я до 25 лет вообще ни дня не жил в деревне. Туда уехал по самой что ни есть бытовой причине - понял, что в городе журналисту ждать квартиру можно всю жизнь. Дикая инфантильность для студента эти твои взгляды, на мой взгляд. Школьники и те встречаются рассудочнее.
    студент ybnn # ответил на комментарий Евгений Касьяненко 13 июня 2010, 12:28
    Понимать очевидное?
    Вы о жизни в деревне знаете меньше чем о жизни на Марсе!!.
    Деревенские школьники её знают несравнимо больше вас.
    Евгений Касьяненко # ответил на комментарий студент ybnn 13 июня 2010, 12:32
    Глупость неизлечима.
    Евгений Касьяненко # ответил на комментарий студент ybnn 13 июня 2010, 15:36
    Полагаю, что 99,9 процента читателей повертят пальцем у лба, узнав о юном члене обществ "Православие и монархия". Крепитесь! Вам выдали парабеллум?
    студент ybnn # ответил на комментарий Евгений Касьяненко 13 июня 2010, 17:26
    Вы деревенских махом уничтожили, до монархистов, городских, добрались вы член от кого?
    ВПАДИМИР ОСТРОВ # написал комментарий 13 июня 2010, 15:55
    """"значительная часть населения страны без особых социальных катаклизмов, фактически добровольно, согласилось перейти из положения, пусть зачастую и декларируемого, но равенства в свое нынешнее холопское состояние? """"- это Вам так кажется.Человеку,прожившему несколько десятков лет при коммунистах,смешны Ваши стенания.
    """все цифры урожаев и надоев в советское время были сплошной фикцией"""-это правда.
    """" Забавно, кстати, вспомнить о так называемых «привилегиях»"""-действительно"забавно",но с другим знаком-жратва,одежда,техника-райкомовским,но не потому,что им некогда,а потомуничего не хватало и дорого.
    Я сам покупал журнал "Америка"у уборщицы райкома после прочтения райкомовской дворней.
    А,сталин,который задушил генетику,убил миллионы кулацких дворов,обрек страну на голод!
    """По моим оценкам, до 70 процентов последнего состава аппарата Ростовского обкома, горкомов и райкомов КПСС составляли выходцы из села. Хотя сама наша область уже была глубоко индустриальной, урбанизированной."""-это так.
    Прочтите тут на ГП о привелегиях Ростовского губернатора после изгнания.
    Евгений Касьяненко # ответил на комментарий ВПАДИМИР ОСТРОВ 13 июня 2010, 16:46
    Видимо, на ГП нужно отдельно вести страницы для правдолюбцев. Иначе серьезный разговор не получается. А то вот доложил человек, что он везде был, всё знает и обо всем догадывался - и сразу ему на душе хорошо. А еще лучше покакать посреди площади.
    Сергей Ермолин # написал комментарий 15 июня 2010, 00:53
    События последних лет, падение советской власти и реставрация прошлого требуют дать ответ на такой вопрос: Роль и значение мелкобуржуазной идеологии крестьянства в разложении советского общества, его перерождении и падении советской власти. Мы не дооценили живучесть и устойчивость мелкобуржуазности крестьянства и оно нам аукнулось через 70 лет, стоило только ослабить идеологию социалистическую. А так как Советский Союз (Россия) был по сути крестьянской страной, то крестьянство проникло во все сферы жизни - в рабочий класс, в город, в интеллигенцию, в армию, привнеся с собой этот дух мелкобуржуазности, который имел трагические последствия для страны. Произошло, по сути, окрестьянивание страны, а не раскрестьянивание, как об этом пишут антисоветские публицисты.

    «Катастройка» выявила удивительный, я думаю, требующий серьезного генетического исследования, факт, когда потомки кулаков, впитав с молоком матери память о нескольких десятин земли или мельнице, отошедших в колхоз, передают эту память и ненависть к советской власти из поколения в поколение.
    Сергей Ермолин # написал комментарий 15 июня 2010, 00:56
    И какую бы должность и положение в обществе не занимали эти потомки в подходящий момент вспомнят они эту землю и эту мельницу и отомстят всей стране, как это сделали Горбачев и Ельцин и тысячи других из «золотого фонда» справных мужиков-кулаков, кто словом, а кто и делом по разрушению страны. Ничего не перевесит эти несколько десятин земли, когда-то отобранных у предков. Вот и задумаешься другой раз, что недаром эти потомки все талдычат о фондах и генофондах, может и впрямь вопреки тому, что человек не собака или осел и не подвластен биологическим законам в отличии от животного мира, образовался в человеческом обществе подвид, подгруппа или подкласс, не знаю как назвать, тот самый золотой кулацкий фонд, когда произошли генетические изменения, передаваемые из поколения в поколение, как у собак или ослов, в отличии от всех прочих людей? Поневоле станешь социал-дарвинистом или сторонником евгеники.
    Сергей Ермолин # написал комментарий 15 июня 2010, 00:57
    Если с уст бывшего советского интеллигента не сходят рассуждения о злодеях-большевиках, геноциде русского народа, тоталитаризме, голодном детстве, Боге, вере православной и попах, то стоит только легонько копнуть родословную таких «патриотов», как обязательно наткнешься на кулацкие корни, как правило, в лице бабушек и дедушек или на «голодное детство» самих «патриотов». И хотя родились они много позже раскулачивания своих дедов и никак это раскулачивание и «голодное детство» на их судьбе не отразилось, и родители их были обычными советскими людьми и даже членами партии, и внуки кулаков получили высшее образование (правда, советское), но стоило зашататься советской власти и вспомнили советские интеллигенты свои кулацкие корни, «голодное детство» и три десятины земли, отошедшие в колхоз, и заголосили о злодеях-большевиках, геноциде русского народа, вере православной и попах, вместе с ними настрадавшимися от безбожной советской власти.
    Сергей Ермолин # написал комментарий 15 июня 2010, 01:12
    Что и демонстрируют нам кулацкие потомки в интернете, исходя ненавистью к нашей Советской Родине. Дом отобрали или три десятины земли у их дедов и прадедов, а исходят ненавистью ВНУКИ И ПРАВНУКИ, которые родилась много лет спустя после раскулачивания деда или прадеда и на судьбе которых это раскулачивание никак не отразилось и родители которых были обычными советскими людьми, возможно даже членами партии, и сами они, наверное, получили высшее образование. А сейчас дом и три десятины покоя не дают и стучат в сердце, как пепел Клааса. Может быть, кулацкие потомки это мутанты - особый подвид в русском народе? А может быть дело в другом? Сопли ненависти, размазываемые в интернете из-за дома, якобы отобранного у деда или прадеда, выглядят как-то нелепо и ненормально по прошествии 80 лет. Как в глазах окружающих выглядит человек, который заходится в истерике, сучит ножками, брызжет слюной и грозиться отомстить, вспоминая своего прапрадеда, запоротого на конюшне у помещика 150 лет назад? Или бьется в падучей и с пеной из всех щелей проклинает и грозиться (кому?), вспоминая своего прапрапрапрадеда, затравленного на псарне Ивана Грозного? Правильно... шизофриния.
    Евгений Касьяненко # ответил на комментарий Сергей Ермолин 15 июня 2010, 07:56
    Полностью согласен с Вашими рассуждениями. Действительно, это порой какое-то биологическое свойство определенной категории людей. Добавьте к ним еще огромную армию всякого рода "завхозов" и "завскладов", пристроившихся к советской действительности и паразитировавшей на ней. Видимо, пройдет еще ни одно десятилетие, пока русский народ окончательно от них избавиться. Впрочем, нынешняя поляризация общества, как ни странно, ускоряет эти процессы. Груз держат на своем теле это море паразитов становится уже неподъемным для общества. И, как ни печально, скорее всего, дело снова дойдет до их физического уничтожения.
    Сергей Ермолин # ответил на комментарий Евгений Касьяненко 15 июня 2010, 21:21
    Окрестьянивание страны стало той базой, которая способствовала соединению интересов двух групп, получивших возможность для реализации своих целей, - прямых предателей и агентов влияния, с одной стороны, и жулья и мародеров, с другой стороны, под шумовым прикрытием многочисленных и кривливых разнообразных групп недовольных, обделенных и обиженных советской властью людей, в силу происхождения, влияния "забугорных голосов", психического состояния и умственных способностей разделившихся на либералов и демократов, националистов и потомственных "белых", просто антисоветчиков - отпрысков кулаков, полицаев, власовцев, буржуазных националистов и репрессированных за антисоветскую деятельность, но объединенных общей ненавистью к советской власти и советскому общественному строю.

    Я абсолютно уверен, что все перечисленные группировки по собственной воле никогда не признают своих преступных намерений и действий. Сегодня они являются той глубоко реакционной силой в обществе, БЕЗ ЛИКВИДАЦИИ которой Россия и большинство республик бывшего СССР не смогут изменить регрессивного направления своего развития.
    • Регистрация
    • Вход
    Ваш комментарий сохранен, но пока скрыт.
    Войдите или зарегистрируйтесь для того, чтобы Ваш комментарий стал видимым для всех.
    Код с картинки
    Я согласен
    Код с картинки
      Забыли пароль?
    ×

    Напоминание пароля

    Хотите зарегистрироваться?
    За сутки посетители оставили 685 записей в блогах и 6270 комментариев.
    Зарегистрировалось 45 новых макспаркеров. Теперь нас 5029134.