Опрос по материалу Амфоры (Александра Русина)

    Сергей Рязанцев перепечатал из kolybanov.livejournal.com
    11 оценок, 933 просмотра Обсудить (44)

    Годами ведь об этом же пишу и как об стенку горох. Ведь уже не мозгами, а горбом можно это понять. Или у нас население лишено даже способности вырабатывать условные рефлексы (то есть по степени биологической организации спустилось ниже животных???). Ведь животное получив удар током и кусок сахара пойдёт к сахару, а не к току. А наше население потеряв всё в 90-е (и имея многое в СССР), тем не менее так и надеется на рынок (особенно на его невидимую руку), мифические иностранные инвестиции (которых в промышленное производство здесь быть в принципе НЕ МОЖЕТ).  Вот это и будет темой очередного опроса АК

    Народ уже высказался в смысле, что вместо правой руки у памятника "невидимая рука рынка" (и есть сильные подозрения, что именно она и вытряхнула всё из наших карманов)

    Действительно население РФ утеряло способность вырабатывать условные рефлексы?

     

    Действительно население РФ утеряло способность вырабатывать условные рефлексы?

     

    1 Да, действительно утеряло способность вырабатывать условные рефлексы

    14(60.9%)

    2 Нет, не утеряло

    6(26.1%)

    3 Другое в комментариях

    3(13.0%)

     

    Попытка построения в России рыночной экономики по западному образцу по большому счету провалилась. И чтобы понять, почему так произошло, предлагаю сравнить условия, в которых данная экономическая модель существует в Европе и в России.

    Из этого сравнения станет понятно, осуществимо ли вообще в России построение рыночной экономики по западному образцу хотя бы в дальней перспективе или это просто невыполнимо.

    Итак, в чем различия Европы и России:

    1. Численность населения (в Европе в 5 раз больше).
    2. Площадь территории (у России в 1.7 раза больше).
    3. Плотность населения (в Европе в 8.5 раз больше).
    4. Запасы природных ресурсов (у России в разы больше).
    5. Объем природных ресурсов на душу населения (в России на порядок больше).
    6. Климат (в России в среднем менее благоприятный).
    7. Внешние условия (геоэкономика и геополитика неблагоприятная для России).
    8. Срок формирования рынка (в Европе более 100 лет, в России 25-30).


    Наверняка кто-нибудь скажет, что я забыл про культурные различия и менталитет. Нет, я про это не забыл. Просто менталитет и культура - величины не счетные, поэтому для строгости сравнения сперва разберемся со счетными величинами, а затем вернемся к вопросу культурных особенностей и менталитета.

    На минуточку предположим, что культурных различий между Россией и Европой нет и оценим, может ли вообще успешно функционировать в российских реалиях рыночная экономика западного образца. Если хотите - представьте, что весь народ прошел сеанс ментокодирования и стал ровно таким же, как в Европе.

    Представили? Тогда начнем.

    Рыночная экономика предполагает свободную конкуренцию, а либеральная экономическая модель требует минимального вмешательства государства в бизнес. Правда в Европе и США экономика уже отошла от либеральной модели и госрегулирование там очень даже существует, но не будем углубляться в эту тему.

    Кроме свободной конкуренции и невмешательства государства в бизнес, существуют нормы ВТО и свод правил, именуемый вашингтонским консенсусом, то и другое предполагает открытые рынки и минимум заградительных пошлин.

    Что это значит?

    Это значит, что для успешного функционирования либеральной рыночной экономики в России она должна производить товары и услуги, сопоставимые по соотношению цена/качество с европейскими. А на самом деле даже превосходящие. Иначе при отсутствии заградительных пошлин открытая экономика, проигрывающая импортным товарам по критерию цена/качество, будет постоянно сокращаться.

    Как добиться лучшего показателя цена/качество?

    Себестоимость, как известно, очень зависит от объемов выпуска продукции. Как правило, чем больше объем выпуска - тем ниже себестоимость единицы. Бывают исключения, но довольно редко.

    Таким образом, чтобы добиться более низкой себестоимости единицы продукции, нужно выпускать больше, чем выпускает конкурент (при сопоставимых технологиях, стоимости сырья и других затратах).

    Но выше показано, что численность населения в России меньше, чем в Европе, следовательно внутренний рынок меньше. Поэтому, чтобы добиться лучшего соотношения цена/качество, нужно либо занимать часть европейского рынка, либо сильно экономить на сырье, топливе, материалах и рабочей силе.

    Но либеральная экономика, вашингтонский консенсус и правила ВТО ведут к тому, что стоимость материалов, сырья и топлива выравнивается, потому что субсидии, дотации и ограничения на экспорт сырья не приветствуются.

    И сырьевым корпорациям тоже невыгодно продавать на внутреннем рынке сырье и топливо намного дешевле мировых цен. Если внутренние цены на тот или иной вид сырья и материалов оказываются намного ниже мировых, то возникают либо потоки контрабанды, прикрываемые коррумпированными чиновниками, либо сырьевые корпорации лоббируют свои интересы и вывозят большую часть сырья, в результате чего на внутреннем рынке возникает дефицит и цены выравниваются. Либо то и другое осуществляется параллельно.

    Короче говоря, существенной разницы между внутренними и мировыми ценами на сырье и материалы в либеральной рыночной модели быть не может. Разница может быть 10-20% или чуть больше, но не в 2-3 раза.

    Однако разницы порядка 10-20% в ценах на сырье недостаточно, чтобы создать конкурентоспособное производство, имея в 5 раз меньший внутренний рынок.

    И тут нужно учесть, что рынок Европы сформировался намного раньше 91-го года, когда Россия начала внедрять либеральную экономику у себя. И в тот момент, когда российские производители только налаживали новые рыночные отношения после ликвидации советской плановой системы, европейские производители давно уже работали и у них все было налажено.

    Это значит, что пока российский производитель будет налаживать производство и выходить на рынок, этот рынок окажется заполнен импортными товарами, после чего задача резко усложнится и соотношение по объему выпуска продукции с европейскими производителями будет даже не 1:5, как следует из объемов внутреннего рынка России:Европы, а 1:20 или 1:100.

    Напомню, что заградительные пошлины и субсидии либеральная модель не приветствует, а без них даже российский рынок, который в 5 раз меньше европейского, российскому производителю занять не представляется возможным.

    Теперь обратите внимание на площадь территории и плотность населения. Большая площадь и низкая плотность означает более высокие транспортные издержки.

    Дополнительные транспортные издержки возникают для всех товаров, распространяемых в России, в том числе импортных. Но европейские производители на своем европейском рынке работают с низкими транспортными издержками, а на российский рынок отправляют результаты своего перепроизводства, если можно так выразиться. При этом российские производители с самого начала работают с более высокими транспортными издержками.

    Добавляем к этому более суровый климат, который тоже увеличивает издержки на хранение и транспортировку многих товаров в зимний период, затраты на отопление производственных и складских помещений, офисов, а также короткий сезон, когда можно выполнять строительные работы, монтаж оборудования и так далее.

    Что получаем в итоге?

    В итоге получаем то, что российский производитель оказывается в значительно более тяжелых условиях, чем европейский, особенно если тот давно уже присутствует на рынке.

    И даже если возникает какое-то новое производство, которое открывается в России и Европе одновременно, то европейский производитель все равно имеет преимущества за счет того, что у него в радиусе тысячи километров от завода гораздо больше потребителей, меньше транспортные издержки для захвата внутреннего рынка, меньше климатических трудностей.

    Преимущество порядка 10-20% в цене топлива и сырья, которое может иметь российский производитель, недостаточно для того, чтобы компенсировать пятикратную разницу в объеме рынка, двукратную разницу в расстояниях, да еще и разницу в климатических условиях.

    И более дешевая рабочая сила не спасает, потому что при современном уровне автоматизации доля оплаты труда в себестоимости продукции не слишком высока. Кроме того, разница в оплате труда при либеральной экономической модели тоже все время уменьшается, потому что квалифицированный персонал стремится туда, где больше платят, то есть в Европу.

    Еще не надо забывать про геополитику и геоэкономику. Европейские производители всегда будут иметь дополнительное преимущество за счет политической поддержки и тесных экономичекских связей с США. И еще за счет того, что кроме европейского рынка они занимают часть американского и часть ближневосточного.

    Если сложить все перечисленные факторы, то нетрудно понять, что после 91-го года в России шансы имели только те производства, которые на момент ликвидации СССР превосходили европейских конкурентов по качеству продукции.

    К этим производствам можно отнести вертолетостроение, атомную энергетику, ракетостроение, производство оружия и пожалуй все.

    Остальные отрасли, не имевшие существенного превосходства и запаса прочности, оказались в тяжелейшей ситуации и многие уже загнулись.

    Более того - новые производства тоже будут оказываться в неблагоприятной ситуации в сравнении с европейскими конкурентами - и с действующими и с новыми.

    Именно поэтому в России не восстанавливается производство. При либеральной экономической модели оно не будет восстанавливаться никогда. Наоборот, будет постоянно сокращаться.

    Как только в Европе научатся делать вертолеты, сопоставимые по характеристикам с Ми - накроется российское вертолетостроение. Как только в Европе научатся строить АЭС лучше российских или добьются успехов в области ядерного синтеза - накроется РосАтом. Если, конечно, Россия к тому моменту не откажется от либеральной экономической модели.

    Все упирается в либеральную экономическую модель, которая дает европейским производителям массу преимуществ из-за того, что у них в 5 раз больший внутренний рынок, меньше расстояния, выше плотность населения, лучше климатические условия, а также благоприятная геополитика и геоэкономика.

    В условиях рыночной экономики Россия могла бы поддержать своих производителей более дешевым сырьем и топливом, которое должно быть не на 10-20% дешевле, чем в Европе, а в 2-3 раза, еще лучше в 5 раз. Но для этого нужно отказаться от либеральной модели и ввести жесткие ограничения на экспорт сырья вплоть до госмонополии.

    Россия может поддержать своих производителей дотациями, субсидиями и заградительными пошлинами, но для этого тоже надо отказаться от либеральной экономической модели и решительно выйти из ВТО. И принять меры, чтобы не было пути назад.

    На самом деле и этого недостаточно.

    Капиталистическая модель, диктующая принцип максимальной прибыли, в принципе порочна, потому что целью современной экономики должен быть не рост капитала, а занятость населения, развитие технологий, повышение уровня жизни.

    Пока в России во главе угла стоит рост капитала, экономика будет оставаться сырьевой, потому что только по запасам природных ресурсов наша страна имеет преимущество перед Европой, по всем другим параметрам - климат, расстояния, плотность населения - мы уступаем.

    Специально поясню про плотность населения - высокая плотность населения в современной экономике является преимуществом. Именно поэтому наибольшего развития достигают мегаполисы и такие страны как Япония и Сингапур. Высокая плотность населения обеспечивает более высокую скорость коммуникации, большую динамику на рынке труда, большую эффективность в сфере услуг.

    При либеральной экономической модели сфера услуг в России тоже будет уступать европейской. Услуги будут менее качественными и более дорогими (в пересчете на зарплаты).

    Чтобы добиться сопоставимого с Европой качества товаров и услуг, развития производства и роста уровня жизни, нужно компенсировать неблагоприятный климат, большие расстояния и низкую плотность населения более доступными (более дешевыми) энергоресурсами, топливом и сырьем. А также ввести субсидии, заградительные пошлины и... развивать науку и образование, чтобы побеждать не только низкой стоимостью сырья, но и высокой квалификацией специалистов.

    И все это упирается в экономическую модель и политику государства.

    При либеральной рыночной капиталистической модели, диктующей погоню за прибылью, открытые рынки и свободную конкуренцию, в которой российские производители неизбежно оказываются в худшем положении, чем европейские - никаких перспектив на развитие у России нет и не будет.

    И ссылаться на культурные особенности и менталитет просто не имеет смысла. Даже если весь народ каким-то образом заменить на немцев, французов и японцев, это не изменит ни территориальный, ни климатический фактор. И плотность населения при замене 1:1 не изменится.

    Более того, менталитет является производным от условий проживания народа, от климатических, территориальных и внешнеполитичеких факторов. Поэтому если каким-то образом русских и немцев поменять местами, то лет через сто приехавшие в Германию русские станут немцами, а приехавшие в Россию немцы станут русскими. Собственно это многократно проверено на практике. Немцы, французы и прочие испанцы, оказавшиеся в России сто и больше лет назад, стали неотличимы от русских. И не по причине смешанных браков, а потому что бытие определяет сознание и ничего с этим не поделать.

    Вывод из всего этого такой:

    Либеральная рыночная экономика в России провалилась не потому, что руководство такое бездарное или народ такой негодный. Либеральная рыночная экономика в России при ее территории, плотности населения и климате в принципе не может быть успешной. А менталитет - это производная от той же территории, климата, плотности населения и внешних факторов, которая просто усиливает несоответствие либеральной рыночной модели с российскими реалиями.

    И руководство у нас в последние 30 лет было не бездарное, а преступное. Потому что не могли они не понимать, чем все закончится. Не верю я, чтобы Гайдар и Чубайс не умели считать и не понимали изложенного выше. Просто им было накласть на Россию и ее будущее, они решали свои задачи и успешно их решили.

    И Путин с Медведевым решают свои задачи и тоже вполне успешно. Они занимаются реализацией проекта под кодовым названием Большая Европа, в котором Россия будет ни чем иным как сырьевым придатком, потому что в условиях либерального рынка ничего, кроме поставок сырья из России прибыльным, а значит целесообразным в соответствии с кап.моделью - не будет.
     

     

     

    Картинки по запросу карикатура рука в чужом кармане

     

     

    Комментировать

    осталось 1185 символов
    пользователи оставили 44 комментария , вы можете свернуть их
    Прохор Меньшов # написал комментарий 16 октября 2016, 17:55
    Это все диванно - салонные рассуждения про народ, ресурсы, климат, менталитет и прочие интеллигентские страдания у тёплого камина. Ничего от народа не зависит. Решает национальная элита или бюрократия в хорошем смысле слова во главе с ЛИДЕРОМ.
    Можно десятки примеров привести в поддержку этого тезиса.
    Возьмите Сингапур, Тайвань, Люксембург. Страны вообще не имеют ресурсов, а уровень жизни высочайший.
    Или Украина с Россий. Есть всё, а живём от кризиса до кризиса.
    Валерий Сталинградский # ответил на комментарий Прохор Меньшов 16 октября 2016, 18:54
    А слабо бананы в РФ-ии выращивать? И чтобы дешевле, чем в Африке или Латинской Америке? :))
    Прохор Меньшов # ответил на комментарий Валерий Сталинградский 16 октября 2016, 20:48
    Если дать народу землю бесплатно и без взяток чиновникам, то и бананы будут выращивать. Кстати, их выращивали помещики в оранжереях ещё в позапрошлом веке.
    Валерий Сталинградский # ответил на комментарий Прохор Меньшов 16 октября 2016, 22:27
    И что, в промышленных масштабах? :))
    пИРАманка Тишайшая # ответила на комментарий Валерий Сталинградский 16 октября 2016, 23:29
    В пустыне Сахара ещё рис выращивать хорошо. В промышленных масштабах.
    Валерий Сталинградский # ответил на комментарий пИРАманка Тишайшая 16 октября 2016, 23:42
    Об этом и говорят наши "пУтриоты". :))
    Дмитрий  Радченко # ответил на комментарий Прохор Меньшов 17 октября 2016, 04:14
    Можно взять Гренландию. Там плотность населения еще ниже.
    Пинта Гроган # написал комментарий 16 октября 2016, 18:03
    Любой высокодоходный бизнес начинается с продажи совести
    (с)
    Из Народа # ответил на комментарий Пинта Гроган 16 октября 2016, 18:14
    Эт точно !
    Пинта Гроган # ответил на комментарий Из Народа 17 октября 2016, 11:35
    :))) Согласна:)))
    # написал комментарий 16 октября 2016, 18:14
    Царская Россия жила не один век рыночной экономикой. А совковому ватному быдлу одно понятно "А чё дадут".
    Валерий Сталинградский # написал комментарий 16 октября 2016, 18:53
    "И руководство у нас в последние 30 лет было не бездарное, а преступное." -
    +++ !
    Вот именно - ПРЕСТУПНОЕ!
    Николай Ходосевич # ответил на комментарий Валерий Сталинградский 16 октября 2016, 20:37
    Руководство в РСФСР-СССР-РФ в последние 98 лет (с 1917 года) бездарное и преступное.
    Слово преступное можно написать два раза.
    Валерий Сталинградский # ответил на комментарий Николай Ходосевич 16 октября 2016, 21:02
    А что так недолго? Пишите уж "в последние 1998 лет "бездарное и преступное. :))
    Nikolaj Hodosevich # ответил на комментарий Валерий Сталинградский 16 октября 2016, 22:22
    До 1917 в России было нормальное Правительство. Россия занимала по своему развитию 5 место в мире и имела высокие темпы развития
    После 1917, когда к власти пришли тупые и бездарные комуняки, развитие России затормозилось. И Россия позволила 69 странам опередить себя в развитии. И Россия заняла почётное для себя 70-е место в мире. На уровне африканских стран.
    Валерий Сталинградский # ответил на комментарий Nikolaj Hodosevich 16 октября 2016, 22:35
    Ну-ну... не сочиняйте. Как-же это такая "развитая" страна проиграла войну "дикой" Японии?
    И не путайте, "тупые и бездарные" пришли к власти в 1991 году... " И Россия заняла почётное для себя 70-е место в мире. На уровне африканских стран." :))
    pui puev # написал комментарий 16 октября 2016, 19:20
    Как только в Европе научатся делать вертолеты, сопоставимые по характеристикам с Ми - накроется российское вертолетостроение. Как только в Европе научатся строить АЭС лучше российских или добьются успехов в области ядерного синтеза - накроется РосАтом.
    ________

    Кто подскажет какова производительность труда и себестоимость произведенного в России.
    И второе, нахрена Европе вертолеты и тем более АЭС.
    яне брал # ответил на комментарий pui puev 16 октября 2016, 19:25
    верталеты и правда ни к чему - им и лисапетов хватит, да и АЭС нафиг - у них солнце и ветер )))
    Bisup Inam # написал комментарий 16 октября 2016, 20:17
    "История и Судьба нетерпимы к нынешней России потому, что сама правда русской жизни не терпит все это, искони русское: одиозную примитивность ворованных идей, неспособность жить своим русским умом, оголтелый революционный экстремизм, сталинский беспредел, океаны пролитой крови миллионов невинных, доведенную до абсурда нынешнюю кремлевскую бюрократию, бесконечное извращение правды, вечно поруганную свободу Человека, антидемократизм, антиамериканизм, нынешнюю авторитарность, обезличивание, омассовление толпы, ложь вприкуску с идиотской пропагандой, кровавых и ничтожных вождей, дутую экономику, развал, застой, стагнацию культуры, загнивание и извращение надежд, изощренный сыск, бывшую милитаризацию, историческую русскую спесивость, национальную напыщенность, унижения личностей, возвышение трудяг-пьяниц и крикунов-горлопанов, мерзость круговой советской поруки, непроходящие беззакония юстиции, жестокость к собственному народу, предательство недавних союзников, требования отсутствия сомнений в правильном курсе и за всякие другие русские мерзости, гадости, низости, собранные в России воедино…”.

    Игорь Гарин «Йехуизм»
    Николай Ходосевич # написал комментарий 16 октября 2016, 20:33
    Всё гораздо проще и можно сказать короче.
    В России у власти остались коммунисты, которые не умеют строить, развивать, разрешать, помогать...
    Они - коммунисты - умеют воровать, делить, мешать работать, контролировать, пресекать, обманывать...
    Владимир Хохлов # ответил на комментарий Николай Ходосевич 16 октября 2016, 20:55
    Вы до сих пор не можете доразворовать построенное коммунистами. Трепаться и воровать - вот ваша стезя.
    Святослав Русланов # ответил на комментарий Владимир Хохлов 16 октября 2016, 21:42
    Дискуссия с этими пархатыми скунсами бесполезна . Выродки , генетический сброд
    Nikolaj Hodosevich # ответил на комментарий Владимир Хохлов 16 октября 2016, 22:28
    Коммунисты не строили. Строили мы, наши отцы и матери, наши деды.
    Коммунисты в это время только "совещались", делили пайки, дрались за портфели, воровали, врали, короче, мешали строить и развивать.
    Эдуард Гилязутдинов # ответил на комментарий Nikolaj Hodosevich 16 октября 2016, 23:03
    ...Ну теперь коммунисты вам не мешают...
    ...И что??? Построили???
    Nikolaj Hodosevich # ответил на комментарий Эдуард Гилязутдинов 18 октября 2016, 00:10
    Эдуард, коммунисты всё ещё у власти в России. И Путин, и Медведев и все остальные - это коммунисты. Бывших коммунистов не бывает.
    Поэтому и нет порядка в России.
    Эдуард Гилязутдинов # ответил на комментарий Nikolaj Hodosevich 18 октября 2016, 11:08
    ...Ну вы только себе голову дурите...
    ...Нет! Большего АНТИКОММУНИСТА! Чем коммунист,- расстрига...
    ...Вам нужен АНТИКОММУНИЗМ! Так бывшие коммунисты, в угаре частнособственического припадка, его вам обеспечат на 300%...
    ...Какие проблемы???
    ...Не надоело голову самому себе морочить? Глупейшими посылами....
    Эдуард Гилязутдинов # ответил на комментарий Николай Ходосевич 16 октября 2016, 23:05
    ...Да это ваши КАПИТАЛИСТЫ воруют...
    ...А вам все коммунисты мерещатся...
    ...Наслаждайтесь! КАПИТАЛИЗМА наступила...
    ...Коммунистической идеологии нет...
    ...Все говорят только ПРАВДУ...
    ...И...
    ...ПРОЦВЕТАЮТ...
    Nikolaj Hodosevich # ответил на комментарий Эдуард Гилязутдинов 18 октября 2016, 00:14
    Никакого капитализма в России после 1917 года не было и нет.
    Комуняки всё ещё у власти до сих пор.
    И комунякская идеология жива с её обманом, ложью, агрессивностью, враждебностью к нормальным людям и странам.
    И правду никто не говорит, только отдельные честные люди и журналисты.
    Эдуард Гилязутдинов # ответил на комментарий Nikolaj Hodosevich 18 октября 2016, 11:14

    ...Вы что в школе не учились???
    ...Коммунизм это общенародная собственность, с запретом эксплуатации человека человеком...
    ...капитализм, это ДИКАЯ эксплуатация человека человеком. когда класс эксплуататоров, присвоив средства производства, живет за счет эксплуатации людей! О чем вы так мечтали крича: Ельцин, Ельцин, дай нам капитализма...
    ...так что наслаждайтесь капитализмом! Другим капитализм,- классовое общество, не бывает...
    https://www.youtube.com/watch?v=TKrboxeB1ps

    • Регистрация
    • Вход
    Ваш комментарий сохранен, но пока скрыт.
    Войдите или зарегистрируйтесь для того, чтобы Ваш комментарий стал видимым для всех.
    Код с картинки
    Я согласен
    Код с картинки
      Забыли пароль?
    ×

    Напоминание пароля

    Хотите зарегистрироваться?
    За сутки посетители оставили 740 записей в блогах и 6016 комментариев.
    Зарегистрировалось 115 новых макспаркеров. Теперь нас 5028814.