«Свои и чужие» в экономике России.

    Александр Чуев написал
    17 оценок, 1679 просмотров Обсудить (49)

    Я в последнее время часто размышляю на тем, в чем главная внутренняя проблема нашего экономического «топтания на месте». Почему огромное количество хороших и полезных идей в том числе в экономике не находит своей реализации в России.

       Если вы – бизнесмен и решили открыть свое дело, например, в Финляндии. Будучи даже не финским, а российским бизнесменом, то вы можете запросто прийти к мэру города или главе района и просто сказать о том, что вы хотите. И вот что удивительно, вас не пошлют куда подальше, а внимательно выслушают, сразу предложат варианты, где можно ваш бизнес разместить, то есть предложат помещения в аренду по вполне разумной цене. И более того, еще и помогут вам взять кредит на развитие своего дела под нереально низкие проценты.

        И все это не родственнику и не знакомому, а просто человеку, как говорится, с улицы. Конечно, от вас потребуется сделать какие-то реальные шаги открыть предприятие с минимальным уставным капиталом, заключить договор аренды, сделать соответствующий ремонт, - в общем начать реальную работу. Но сразу видно, что город в вас и вашем бизнесе заинтересован.

       Пишу это основываясь на рассказе своего старого знакомого, который так начинал свое дело в Финляндии. При чем, не так давно. Да, что там Финляндия. Практически в любой стране Европы создана система, ориентированная на общение власти с обычными, простыми гражданами « с улицы». Неважно о бизнесе идет речь или о решении каких-то социальных или иных вопросов. Они там так работают просто. И в этом их безусловное достижение.

        К большому сожалению, наша государственная система построена таким образом, что в последнее столетие человек в ней воспринимался не как смысл и цель работы государственных органов, а как нечто лишнее. Нужды людей воспринимались чиновниками и продолжают сегодня восприниматься, не как основной смысл их работы, а как проблема, мешающая спокойной и успешной работе. Именно поэтому наши инициативные люди в любой области не подхватываются государством, чтобы помочь им в продвижении своих идей или реализации проектов, в том числе и коммерческих, а, наоборот. На всех уровнях такие люди сталкиваются с сопротивлением и непониманием. Они вынуждены пробиваться сквозь многочисленные препоны, чтобы что-то реализовать.      Совершенно другое отношение к «своим» людям: родственникам и друзьям, чиновников или тем, кто зашел «правильно», то есть занес кое-что кое кому в нужный момент. В таких случаях обычно все вопросы решаются без проволочек.

        Только, к сожалению, как правило, инициативы «родственников и знакомых» не направлены на то, чтобы принести пользу государству, людям, сделать что-то хорошее, нужное. Там речь идет о получении выгоды, как правило материальной или административной. То есть для государства и общества нужность и полезность инициатив «своих» людей в разы, если не на порядок ниже, чем людей «с улицы». В этом одна из серьезнейших причин того, почему большинство из того, что делается в нашей стране, например, в области промышленной политики затратно , малоэффективно и реализуется с большими сложностями.

         Приведу некоторые примеры. Нашим соотечественником разработана очень интересная программа, позволяющая серьезно экономить финансовые средства, идущие на содержание и ремонт оборудования крупных предприятий, при этом уровень надежности в целом по предприятию не падает, а наоборот увеличивается. Парадоксально, но это так и подтверждено на многих объектах, не только в России. Казалось бы, руководители промышленных предприятий, особенно бюджетных, в очередь за

    установкой у себя такой программы должны становиться, тем более , что она адаптирована практически для всех работающих у нас систем управления прекрасно с ними совмещается. Однако на практике все выглядит совершенно иначе. Даже если удается убедить высокого руководителя в том, что это стоит хотя бы попробовать, то его замы или руководители среднего звена встают непробиваемой стеной против любого подобного новшества. Причины этого понятны: на ремонте и содержании оборудования на крупных предприятиях отбиваются, а проще говоря, воруются огромные деньги. Ну кто же согласится лишить себя такой статьи личного дохода. И, если на малых частных предприятиях, это практически мало реально, поскольку руководитель во все вникает сам, то на больших, независимо от вида собственности воровство на среднем и мелком уровне повсеместное, особенно там где, так или иначе, присутствуют бюджетные деньги.

        Или другой пример: есть предприятие, выпускающее простую, но чрезвычайно важную для многих отраслей продукцию (не буду уточнять, чтобы не было рекламы) одному министерству такая продукция сегодня просто необходима в больших количествах. Проще всего было бы объявить аукцион и найти наиболее дешевого поставщика (это предприятие имело бы большие шансы на победу) можно было бы, в конце концов, купить такое предприятие для нужд министерства, что вышло бы в итоге еще  дешевле, поскольку на долгие годы министерство было бы обеспечено этой продукцией по себестоимости. Но министерство предпочитает само построить совершенно новое «с нуля» предприятие, вложив в него огромные деньги (на порядок больше чем при покупке), а до этого вместо аукциона, объявляет конкурс на поставку такой продукции (разница в том, что в конкурсе). Как правило, побеждают не самые дешевые, а «свои» поставщики, хотя продукция у всех одинаковая. В итоге ущерб, который будет нанесен государству такой деятельностью, составит десятки миллиардов рублей.

        В условиях международных санкций и в определенном смысле мобилизационной ситуацией в экономике, на мой взгляд, просто чтобы выжить государство должно поменять подходы к управлению. Наша глубоко прогнившая система для этих целей не годится. И здесь бороться нужно не только с сокрытием двойного гражданства или видами на жительство (что имеет смысл только для гос.чиновников)

        Бороться нужно со старыми подходами и делением всех на «своих» и «чужих». В экономике этот принцип приводит только к потерям для всех. Менять нужно само мышление крупных чиновников и руководителей. Но, к сожалению, сделать это будет не так просто, как хотелось бы.

    Комментировать

    осталось 1185 символов
    пользователи оставили 49 комментариев , вы можете свернуть их
    Кисонька Муррр # написала комментарий 15 мая 2014, 17:35
    Я в последнее время часто размышляю на тем, в чем главная внутренняя проблема нашего экономического «топтания на месте».
    ***
    Потому что вы все там в высоких кабинетах сидите давным-давно, а размышлять начали в последнее время.
    Жаренный петух - лучший стимулятор нейронной активности! )
    михаил глазов # ответил на комментарий Кисонька Муррр 16 мая 2014, 12:06
    Успех Запада в экономике обусловлен подчинением человека Делу. В России человек зависит от начальника. Характерные четы русского чиновника-холуйство, лицемерие, лизоблюдство. Дело в России никого не интересует. Михаил Глазов . Южно-Сахалинск, ул. Поповича, 22А-17
    Юрий Никифоров # ответил на комментарий Кисонька Муррр 16 мая 2014, 22:43
    «Топтания на месте» будут продолжаться до тех пор, пока большинство избирателей не прекратит голосовать так, что Дума является не местом для дискуссий, а принцип разделения властей соблюдается только формально.
    Алекс Кириллов # написал комментарий 15 мая 2014, 18:55
    У нас, увы «свои» это власть и чиновники, а «чужие» это народ.
    Александр Лабенский # написал комментарий 15 мая 2014, 19:05
    Представьте себе ситуацию - Вы приходите на приём к чиновнику, а он встречает Вас у порога кабинета, спрашивает о Вашей проблеме, проводит в кабинет, и пока Вы заполняете документы, выходит в коридор и начинает разбираться со следующим посетителем. Вы скажите это бред, нет, это Советский район (Академ городок). Конечно, далеко не всё так хорошо, но всё-таки некий «Великий почин» присутствует. А собственно, почему бы и не жить среди вежливых людей? Там у вас, в дали – Бог весть, а здесь, у нас вежливые люди всегда найдутся – была бы честь. Вот я и предлагаю этот опыт углубить и расширить, создавая Зоны Вежливого Развития.
    Желающие, поучаствовать есть?
    Владимир Чефонов # написал комментарий 16 мая 2014, 03:22
    Да все элементарно просто милейший. Просто нужно поменять мозги советским и властям и науке.
    юрий кондерский # ответил на комментарий Владимир Чефонов 16 мая 2014, 13:16
    И отдать бразды правления СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ И ВЕРХОВНОМУ СОВЕТУ СССР. Государство-любое, которое держит монополию власти обречено и держит народ - ХОЗЯИНА этого государства в заложниках да и само себя убьёт. Но сильно много жертв будет среди неразумного стада овец отары. Вот Сталин был неплохой пастух но и он созрел до того,что действительно не государство должно быть во главе а народ и управлять,через выборный ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ !
    Игорь Гутарев # ответил на комментарий юрий кондерский 16 мая 2014, 14:27
    Это нормально - с повёрнутой назад головой жить? Развернитесь уже и заканчивайте танцы на старых граблях - полегчает.
    Комментарий удален модератором Гайдпарка
    Бегемот NL # написал комментарий 16 мая 2014, 11:02
    "Я в последнее время часто размышляю..." ))
    Делайте это как можно чаще!!!
    А еще почитайте "Отцы и дети" Тургенева.
    Вспомните строки из "Евгний Онегин" Пушкина: "Мой дядя самых правил - когда ..., то уважать себя заставил..."
    И "такова селяви" у нас в России, потому как общественно-политический строй методично воспроизводит условия герантократии...
    stas rebrin # написал комментарий 16 мая 2014, 11:23
    лучше поздно , чем никогда ...
    а спасибо надо наверное американскому госдепу говорить , пока он вас не пнул - вас всё и так устраивало ..
    Леонид Гречишников # написал комментарий 16 мая 2014, 11:36
    Человеку свойственно заботиться прежде всего о себе. Власть имущие – это люди. И если они НЕ КОНТРОЛИРУЮТСЯ, то имеют возможность работать на себя В УЩЕРБ ДРУГИМ, ОБЩЕСТВУ В ЦЕЛОМ.

    Принимать выгодные для себя (и иже с ними) законы, мешать развитию бизнеса (когда им это выгодно), брать взятки, сращиваться с криминалом, искажать итоги выборов и т.д.

    На эту тему - «В чём главная вина перед обществом российской власти» и «Бесконтрольность власти – это заряд, заложенный под общество». Есть в инете.

    А мы, члены общества, это позволяем. Почему? Думается, потому прежде всего, что СОЗНАНИЕ у нас такое. Ведь как думаем, так и действуем (бездействуем).

    Отсюда, убеждён, самое-самое главное ныне – это работа над проблемой МАССОВОГО СОЗНАНИЯ. Без сколь-нибудь существенного решения этой проблемы, без осознания первоистоков российских бед ДОСТАТОЧНО БОЛЬШОЙ частью общества, думается, никак.
    Элизабет Морган # ответила на комментарий Леонид Гречишников 16 мая 2014, 12:00
    Так и есть. В массе рядовые граждане никак не возьмут в толк, что если не пошевелить хотя бы пальцем, никто особенно радеть за них не будет. Часто сталкиваюсь с мнением, особенно в среде бюджетников, что каждый должен заниматься своим делом. Т.е. чиновники пусть сами придумают хорошую жизнь. А у нас работа, семьи, некогда заниматься общественными делами. Да зачем чиновникам придумывать, у них и так неплохая жизнь. Типичная картина - возьмется какой-нибудь неравнодушный человек, или группа таковых что-то изменить к лучшему в своем городке, его начинает прессовать местная власть. Народ с сочувствием взирает, но поддержки никакой. Необязательно на митингах шуметь. Хотя бы подписи в поддержку собрали, коллективные заявления написали. Бюрократия вынуждена будет реагировать. Пусть даже не с первого раза.
    Леонид Гречишников # ответил на комментарий Элизабет Морган 16 мая 2014, 17:17
    Нельзя не согласиться. Вот образное выражение одной из формул массового сознания (Вы об этом пишете). Пусть КТО-ТО ДРУГОЙ добивается более справедливых порядков в обществе, а Я "посижу дома".

    Спасибо за ответ!
    aliir nl # ответил на комментарий Элизабет Морган 16 мая 2014, 23:55
    На Западе народ приучен отстаивать свои права, а у нас - к обратному (((
    Александр Владимирович Киселёв # написал комментарий 16 мая 2014, 11:53
    СНГ - это большая лабораторная работа по общестоведению (см. программа обучения детей в СССР)

    Долго писать - лень
    Одно скажу: исполнились писания от Бога
    То есть, впервые ясно и чётко доказано, что Бог - есть
    А все мы и вы, свои и чужие - можем быть или не быть...
    Экономика - это футбол мировым мячом денег, размерения которого конечнф
    Это такой большой фуллерен...А нам должно делать ходы - производить углеродные трубки...
    Что тут сложного???
    Если у власти стоят проходимцы всех последних десятилетий, как двор Вия, то спасет только "волшебный круг" местечковости - коррупция...Но, Вий проходит и этот круг (см.Вий/Гоголь Детгиз)

    Пока власть в России не станет исполнять Закон Божий (Демократия в истинном понимании), пока она не пойм|т место России в мире и суть смыслов - ею не будут править, а будут её кривить за бабки и страх(см. майдан)
    Основа Закона - идея и идеология!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
    Далее - концепция воспитания поколений стабильного развития

    Кто этим будет заниматься? Ну если бы раньше, то есть в России Посланник Божий (Христос, по-христиански или Мессия у иудеев), но у него есть долги по ЖКХ и кредитам: так его встретила Св.Русь.....
    Талгат Жумабеков # написал комментарий 16 мая 2014, 11:53
    Гумилева читать надо и станет ясно в чем причина такого положения и станет ясно что и в Европе скоро будет тот же бюроктаризм и взяточничество и там тоже не будет развития так как там сейчас в 21в. начинается фаза надлома которая в России началась в 19в.
    алла вейсман # написала комментарий 16 мая 2014, 12:05
    Какая экономика в стране, где все живут с нефтегазовых доходов? Пока вы там размышляете о философских концепциях в экономике, Обама договаривается с Ираном о цене на нефть, после чего тему развития российской экономики можно закрыть. Пока что в экономике надвигается рецессия. Да, много не думайте по поводу "чужих" в экономике России, а то, не дай бог, додумаетесь и лишитесь всех чинов и наград.
    Igor Semirechenskiy # написал комментарий 16 мая 2014, 12:27
    Не надо ля-ля, антисоветский фарисей! Сами-то фамильно или лично что изволили путного для СССР или России сделать, чтобы гадить тут на великое советское наследие? Ибо в противном случае, отрекаясь от оного, Вы всего лишь жалкий мародёр, ведь ничего сопоставимо путного с тех пор не создано, лишь разбазарено, не так ли?
    Олег Иванов # написал комментарий 16 мая 2014, 12:28
    Да,всё правильно,менять подходы нужно было ещё "вчера". Я вот задал глупый вопрос, главе администрации на совещании- Почему все стройки, с "жирным " финансированием,выигрывают организции к Астрахани никакого отношения не имеющие. А деньги на благоустройство города просят у нас,местных аборигенов? Так вот.............. Я даже глупый ответ не услышал. Сказать то нечего.Откаты,откаты ,кругом одни откаты.
    юрий кондерский # написал комментарий 16 мая 2014, 13:00
    Топтания не будет если организмы в белых воротничках не передадут власть от бюрократии и паханов трудовому народу. Пока существует в стране власть капитала ни чего путного не будет. Мы сейчас похожи на цыганскую семью,где пахан весь в золоте и шелках ходит а домочадцы милостыню просят и в обносках ходят, по мусорным бакам еду ищут. Пока полная власть находится в рука государства, пока нет контроля за государством, пока отсутствует чёткая национальная политика и дальнейшее социальное развитие страны,пока у власти президент а не ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ то ни чего ждать хорошего не надо. Надо просто как гавно в проруби болтаться и писать такие статьи.
    Правильный Человек # написал комментарий 16 мая 2014, 13:00
    Почему в России так живут?
    Потому что у власти одна и та же банда.
    Сварог Ингибиторов # написал комментарий 16 мая 2014, 13:11
    Двойной стандарт - это краеугольный камень сегодняшней российской экономики. Причём, такое положение вещей полностью соответствует более ранним процессам в экономиках других стран. Называется это, заключительная фаза начального перераспределения капитала. Завершение этой фазы, во всех случаях ранее, знаменовало приход капитализма. Но есть и явно различимые НО. Первое но - ранее капиталистический уклад формировался на обширных пространствах в нескольких странах параллельно, поэтому внешние антагонизмы проявлялись незначительно, ярким исключением являлась Веймарская республика, которая выбилась из процесса, экономическая элита Германии того времени была уверена в правильности силового способа сокращения отставания. Второе но - значительная часть населения современной России хорошо помнит социалистическую форму жизни, и сегодня даже самые тупые понимают, что в плане социального обеспечения большая часть общества будет ещё долго уходить глубже и глубже в бедность. Третье но - капитализм развитых экономик, в том числе и под воздействием СССР, был вынужден серьёзно развернуться к людям в социальном плане, в России же реализуется капитализм самого пещерного образца...
    Сварог Ингибиторов # ответил на комментарий Сварог Ингибиторов 16 мая 2014, 13:11
    ... в котором люди - мусор. Четвёртое но - держатели богатства в России также находятся на пещерном уровне, и чувствуя отторжение, склонны к агрессии, это естественно, но опасно для остальных, что не сближает ни с собственным населением, ни с богатями других стран.
    Александр Анастасов # написал комментарий 16 мая 2014, 13:32
    "Менять мышление"... "власть не та"... А я бы, например, хотел, чтобы препонов было еще больше! Почему? Да потому, что скоро в моем городе от торговых ларьков не останется элементарно тротуаров! Не это, ли, является следствием приводимого в пример финского подхода? Наивные рассуждения о сути отправления власти! Если бы не было бюрократии, мы бы все превратились бы в заложники всяких идей, в массе своей, сумасбродных. Немного о мздоимстве. Я часто веду такие споры с одним бизнесменом. Неплохо упакован, шикарные машины... Сетует на то, что требуют взятки. Я ему: платил бы нормально налоги, требовали бы гораздо меньше. Ведь в сути своих умозаключений он не против того, чтобы он рассекал на "лексусе", а чиновник добирался на работу на троллейбусе. Ну-ну...
    елена антонова # написала комментарий 16 мая 2014, 17:02
    да,жизнь в небесах параллельно с народом на земле.Создали людям ад на земле,кругом один криминал.Причем судьи,фсб,полиция .прокуроры только заняты тем,что охраняли богатых воров от бедного народа.Что посеяли,то и пожнут
    Виктор Юшин # написал комментарий 16 мая 2014, 17:53
    "Менять нужно само мышление крупных чиновников и руководителей.
    Но, к сожалению, сделать это будет не так просто, как хотелось бы".

    Во-первых я с вами согласен.
    А во-вторых не моглибы вы назвать конкретные фамилии в России кому
    нужны эти технологии изменения формата мышления крупных чиновников и руководителей.
    Буду вам очень признателен.
    Удачи вам.
    Манюня Зязев # написал комментарий 16 мая 2014, 18:16
    Размышлять полезно! Только вопрос у меня: "А когда будем знать причины "топтания на месте"? Только ли в устройстве государства и чиновниках дело? За тридцать лет в режиме "Новой России", а ни хрена не сделали выводы?". Мои примеры из реальной жизни, и выводы у меня есть, но другие! "В Финляндии... пришел к мэру...и..." -это ерунда. В силу профессии приходится часто регистрировать предприятия, тоже простейшее дело! Где у нас-то прикол? Типичная ситуация: Приходит ЧМО, со всеми признаками классовой ненависти к окружающему миру, и первое, что спрашивает: "Как так сделать так, чтобы не платить налоги?". "Ну, это гражданская обязанность, обусловленная Конституцией..." - начинаю я канючить: "Любой финн, немец или швед, никогда не зададут такой вопрос даже самому себе. Есть налог, и они безропотно его платят! Вы же со своей позицией просто станете объектом преследования". "А как же они (европейцы) стали богатыми? Платя налоги?"-озадачилось ЧМО: "Нет, своему государству я платить не хочу, оно меня обидело!". Далее следует рассказ о том, как шаманил битые автомобили по гаражам, "бомбил" по трассе, потом охранником... "А на завод устроиться не пробовали?" (Продолжу)
    Манюня Зязев # написал комментарий 16 мая 2014, 18:47
    Продолжение про ЧМО: "А на завод устроиться не пробовали? Там точно Ваш доход был бы выше!" - задаю я вопрос. И тут типическое ЧМО отвечает общеизвестной формулой: "Никогда! Это от звонка до звонка? Подчиняться? Учиться профессии?". Свободолюбивое ЧМО, оказывается, даже не привлекает повышенная доходность такого трудоустройства. "Ну, хорошо! Что будем писать как вид деятельности?. "Короче, чувак, беру кредит под липовую справку о зарплате, покупаю 3 автомобиля, сдаю их в аренду бомбилам... у курю бамбук!" - загорелись у придурка глаза: "Бизнес-план? Какой такой? Я все посчитал!". "Ну, давайте я посчитаю!"- предложил я. Возникли данные: чтобы получать примерно 5000 рублей в месяц нужно эксплуатировать автомобили по 167 часов в сутки, хотя в них по-моему всего 24, и получается абсурд, тогда 1,5 года без зарплаты жить. ЧМО расстроилось. Ещё больше оно расстроилось, когда поняло, что на работу к нему устроится три ЧМА с таким же, как у него, мировоззрением: не берегущее его хозяйское добро, работающее по своему графику и ненавидящее начальство. Вывод1: классовые уроды к бизнесу не приспособлены, и бизнес уродуют! Виновно государство? Еще 78 примеров и выводов? А?
    аскольд гулин # написал комментарий 16 мая 2014, 20:01
    Только зря Вы говорите осложившейся ситуации за сто лет Ситуация возникла с приходом приватизаторов и захвата советом директоров блокирующего пакета акций на производствеПриватизаторам нужна прибыль сейчас сразу Они в крайнем случае купят за рубежом но проектировать разрабатывать не будут никогла И не стоит смешивать промышленные предприятия и средний бизнес Всевремя твердим о развитии малого бизнеса как буд то с крупным все в порядке
    Евгений Зеркин # написал комментарий 16 мая 2014, 20:58
    Чего мудрить? Население страны поделено на две неравные части. Для первых , а их меньшинство, девизом всей жизни является: "Жила-бы Страна Родная, и нету других забот. Для вторых: "А хрен вы нас найдете" Вот и вся ваша Финляндия..
    павел Губарев # написал комментарий 16 мая 2014, 21:36
    Считаю что и россияне и американцы - идиоты. Имея АНАБАРСКИЙ ЩИТ,соорудив через бериногово море мост, и,
    сделав от БАМА несколько меридиональных железнодорожных веток - могули бы залиться сибирской нефтью,удавиться
    АНАБАРСКИМИ алмазами ,задохнуться от метана и погибнуть \если после этого хахочется\ в горе рублей,юаней и долларов. Начинать войну в Европе могли только олигофрены,не желающие чтобы их народы жили богато и безопасно
    o.ors nl # написал комментарий 17 мая 2014, 03:30
    Чужие руководят страной и просто не в состоянии понять созидательные акты, так как сами являются и по образованию и по культуре- разрушителями, при этом обвиняют созидателей, что те плохо на них, любимых, работают. При том, что наши чужие точно также не понимают свою никчемность, а убеждены, что их мера мышления наивысшая, так как они ........организованы!? И мышление руководителей вы не поменяете, ибо оно от рождения.Начинайте набирать в организаторов отраслей из профессионалов отраслей со стажем не 1- 5 лет, а 15-25 лет переподготавливайте их в современном ключе и дайте им управление, и... гнать военных из властей для развития областей.
    Александр Филатов # написал комментарий 17 мая 2014, 08:36
    Выскажу своё мнение. "Гниение" всегда начинается с головы.
    У нас в России головной частью служит партийная система выборов. Говоруны не умеют и не хотят "дело делать" - психология не та.
    Если кандидаты на выборы будут представляться от промышленных, территориальных, научных, культурных, ... объединений, то выбранная власть сможет и "правила" достойные организовать и механизмы реализации.
    А эта разговорчивая думская и муниципальная власть была и будет никчёмной.
    Пётр Алексеев # написал комментарий 17 мая 2014, 12:04
    Менять чиновников надо. Пять лет отсидел в кресле - дай другому. Нужна ротация кадров. Но о какой ротации может идти речь, если Путин всеми правдами и неправдами пытается протянуть до смерти на своём посту, если не сметёт революция.
    ui-gur nl # написал комментарий 27 мая 2014, 13:47
    А по-русски нельзя было сказать, что надо бороться с коррупцией, которая сегодня является ОСНОВНОЙ угрозой и причиной к потери государственности русским народом. Это даже в Китае поняли и сейчас нет для них врага страшнее.
    • Регистрация
    • Вход
    Ваш комментарий сохранен, но пока скрыт.
    Войдите или зарегистрируйтесь для того, чтобы Ваш комментарий стал видимым для всех.
    Код с картинки
    Я согласен
    Код с картинки
      Забыли пароль?
    ×

    Напоминание пароля

    Хотите зарегистрироваться?
    За сутки посетители оставили 607 записей в блогах и 5310 комментариев.
    Зарегистрировалось 54 новых макспаркеров. Теперь нас 5029034.